Армения и Германия урепляют культурное сотрудничество

Сентябрь 30, 2015  |   Автор :   |   Культура

22-27 сентября, по приглашению Министерства культуры РА, в Армении находилась делегация, возглавляемая министром культуры и образования земли Саксония-Анхальт Федеративной Республики Германии  Штефаном Доргерлохом. В составе делегации были начальник Управления школьного образования министерства Торстен Климен, ответственный за международные и образовательные связи с ЕС  Др.Уве Биркхольц и помощник министра Михаель Шульц.

Немецкие гости посетили Мемориал и Музей-институт Геноцида армян, Научно-исследовательский институт древних рукописей Матенадаран им. М.Маштоца, а также провели встречи с представителями образовательных учреждений и гражданского общества.

В рамках визита, 23 сентября, министр культуры РА Асмик Погосян приняла Штефана Доргерлоха и сопровождающую его делегацию. Поприветствовав гостей, г-жа Погосян поблагодарила коллегу за усилия, направленные на развитие армяно-немецких культурных связей и реализацию совместных программ.

Отметим, что сотрудничество с землей Саксония-Анхальт  началось в 1998 году —  с подписания меморандума о взаимопонимании “Относительно дальнейшего сотрудничества в сферах науки, образования и культуры между Министерством культуры, спорта и по вопросам молодежи РА, Министерством образования и науки РА и Министерством культуры и образования земли Саксония-Анхальт ФРГ”.

В рамках меморандума периодически осуществлялись высокопоставленные взаимные визиты (как в Армению, так и в Саксонию-Анхальт), которые способствовали формированию регулярного политического диалога между сторонами.   Затем, в 2010 г., между Комитетом археологии и охраны памятников Министерства культуры и образования земли Саксония-Анхальт ФРГ, Римско-германским музеем Майнца, Центром археометрии имени Курта-Енгельхорна и ГНКО “Институт археологии и этнографии” НАН РА был подписан договор о сотрудничестве.

В феврале прошлого года, по приглашению министра культуры Ш.Доргерлоха,  Берлин и Галле посетила армянская делегация во главе с Асмик Погосян. В рамках официального визита был подписан меморандум о взаимопонимании относительно сотрудничестве в сферах культуры, образования и науки между соответствующими ведомствами.  Тогда же в Музее искусств Морицбург земли Саксония-Анхальт была открыта выставка “Минас и Нарек Аветисяны: модерн и авангард в Армении”.

В контексте развития армяно-немецких культурных связей нелишне  также отметить важность факта передачи гражданином ФРГ, 84-летним Эммануэлем Севрюгяном Матенадарану коллекции живописных работ и фотографий, перешедших ему по наследству от отца и деда. Напомним, что речь идет об уникальных архивах (более 100 ценных экспонатов) наших соотечественников из Ирана, фотографа Антуан-хана Севрюгина и его сына — живописца Андре (Дервиш) Севрюгяна.  Антуан Севрюгин был  придворным фотографом иранского шаха Наср-эд-Дина (1831-1896гг.). Его документация  персидского общества в эпоху правления Каджаров и начала правления Резы Пехлеви стала важным источником для изучения истории, культуры и общественных отношений Персии в переходную историческую эпоху (1870-1930). Как к автору большинства публиковавшихся в западных книгах и журналах фотографий Ирана, в его студию стремились попасть европейские путешественники, исследователи, археологи, желавшие приобрести фотографии — часто они покупали у него целые альбомы таких снимков. Он получил от шаха орден Льва и Солнца, а также был допущен к съемкам в шахском гареме. В Европе он был удостоен медалей и призов на фотовыставках в Брюсселе в 1897 году и в Париже — в 1900 году. Уникальная коллекция Севрюгяна два раза подвергалась серьезным испытаниям: значительная ее часть (7 тысяч негативов) была уничтожена  в годы революции в Иране (в 1905-1911 годах), а остальная —  при Реза-шахе, когда в стране началась широкомасштабная компания по модернизации. В глазах модернизаторов на фотографиях Севрюгина был запечатлен старый Иран, который следовало стереть из памяти. Все оставшиеся две тысячи негативов были конфискованы и большей частью уничтожены. Его дочь  Мария, которая продолжила семейный бизнес, смогла вернуть некоторую часть конфискованных негативов, годы спустя представилась возможность вывезти их из Ирана с помощью американской пресвитерианской миссии. Большая часть этих фотографий хранится теперь в архивах Смитсоновского института в Вашингтоне. Что касается работ сына Севрюгяна — Андре, то это был уникальный и самобытный художник, иллюстрировавший произведения Фирдоуси, Хайяма, Хафиза, Бабы Тахира и других персидских поэтов.  Живопись маслом, акварель, гуашь, батик, росписи ширм — вот лишь малый перечень техник, в которых работал художник. Важное место в творчестве Дервиша занимали армянская история и сцены народного быта, особенно в связи с песнями Саят-Новы. Дервиша называли “последним из мастеров старой персидской миниатюры”, работы которого отличаются совершенной красотой, элегантностью  богатством переливов красок и оттенков, поэтической образностью — своеобразным синтезом христианского и исламского искусства. Появление такой коллекции в Армении имеет не только важное культурное, но и научное значение: помимо тематических выставок на основе коллекции и издания альбомов, Матенадаран планирует организовать тематический семинар, а также комплексное, всеобъемлющее исследование творчества отца и сына Севрюгянов, которое станет доступным для широкого круга ученых.

На встрече министры двух стран также коснулись мероприятий, проведенных на земле Саксония-Анхальт и посвященных 100-летию Геноцида армян. Так, в 2015 году,  в Потсдаме, в штаб-квартире фонда “Конрад Аденауэр” состоялась презентация книги “Смерть в пустыне: Геноцид армян” немецкого литературоведа, философа, научного руководителя Дома-музея Иоганнеса Лепсиуса  Рольфа Хосфелда.  В Доме-музее Иоганнеса Лепсиуса  Потсдама прошла научная конференция, посвященная 100-летию Геноцида армян. В Магдебурге состоялась презентация изданной в Германии книги произведений армянских писателей-жертв Геноцида “Горсть пепла”.

По инициативе и под руководством композитора Томаса Бухгольца в соборах Магдебурга и Галле  состоялись концерты, посвященные 100-летию Геноцида армян: хор “Вокал модерн” исполнил произведения Комитаса. В этом году, в городе Галле земли Саксония-Анхальт в память жертв Геноцида был установлен хачкар. Наряду с множеством других стран, в Германии, под девизом “Больше никогда”, также состоялся  тематический показ фильмов, посвященный 100-летию Геноцида.

Ряд совместных проектов был реализован и в области книгоиздания и литературы: усилиями руководителей Союзов писателей двух стран был составлен и издан двуязычный сборник сочинений армянских и немецких школьников.  В рамках 100-летия также вышла в свет книга произведений армянского поэта — жертвы Геноцида Сиаманто.

“Армяно-немецкая литературная дружба продолжается и в рамках Международного фестиваля “Литературный ковчег”. По рекомендации  немецкого деятеля Юргена Янковского, в эти дни в фестивале принимает участие и немецкая поэтесса, переводчик Маргарет Вейн.  На самом деле очень важна и деятельность армяно-немецких экспедиций, в рамках которой продолжаются археологические исследования. В целом, сотрудничество разных стран в сфере сохранения культурных ценностей приводит к более ощутимым результатам, а потому я с большой радостью и удовлетворением хочу отметить совместную работу армяно-немецкой экспедиции, направленную на изучение и популяризацию армянских петроглифов”, — отметила в ходе встречи с делегацией земли Саксония-Анхальт министр культуры Асмик Погосян.

В рамках встречи был подписан меморандум о взаимопонимании между Министерством культуры РА, Министерством образования и науки РА и Министерством культуры и образования земли Саксония-Анхальт   о дальнейшем сотрудничестве в сферах образования и культуры. Документ подписали министр культуры Республики Армения Асмик Погосян, министр образования и науки Республики Армения  Армен Ашотян и министр культуры и образования земли Саксония-Анхальт Федеративной Республики Германия Штефан Доргерлох.

Согласно пунктам меморандума (посвященным культурной сфере), в Армении и Саксонии-Анхальт  стороны организуют дни культуры, будут стимулировать сотрудничество в сферах музееведения (музейное образование), археологии, восстановления и охраны памятников, оцифровки и организации выставок. Будет налажено тесное сотрудничество между Союзом писателей Армении и Союзом “Фридрих Бедекер” Саксонии-Анхальт,   фонд искусств земли Саксония-Анхальт предоставит международную рабочую стипендию творческим деятелям из разных сфер. Также, при участии армянских и немецких исполнителей,  будут реализованы многочисленные музыкальные проекты. За развитие армяно-немецких культурных связей и содействие в деле пропаганды армянской культуры в Германии министр культуры и образования земли Саксония-Анхальт ФРГ Штефан Доргерлох был награжден Золотой медалью Министерства культуры Республики Армения.

В тот же день в Национальной картинной галерее Армении открылась выставка “Образы из одной страны: художественная фотография Восточной Германии 1945-1995гг.”, организованная при сотрудничестве фонда “Диалог культур”, Национальной картинной галереи Армении и Музея искусств Морицбург Германии. Было представлено 159 работ 21 фотографа, а также 4 фильма, посвященных Восточной Германии периода 1945-1995гг. А 25 сентября в Музее-институте Комитаса состоялся концерт Дрезденского хора “Вокал модерн”, посвященный 100-летию Геноцида. (худ.руководитель Кристфрид Брёдель, альт — Аннетте Маркерт, гобой — Кристоф Гербет). На концерте прозвучали произведения Комитаса и  Томаса Бухгольца.

 


facebook twitter gplus linkedin