ТЕАТР ЮНОСТИ ДЕСЯТКОВ ПОКОЛЕНИЙ

Сентябрь 19, 2014  |   Автор :   |   Культура
  • Нашему ТЮЗу-85

Юбилейный театральный сезон Театра юного зрителя ереванской мэрии открылся премьерой далеко не веселой постановки Акопа Казанчяна по пьесе “В контейнере” современного молдавского драматурга Константина Кеяну. Сценической, точечной “озвучкой” одной из самых острых проблем постсоветской действительности — темы миграции — армянская труппа фактически расширила территориальные границы “расшифровки” мотивов морально-психологического и социально-политического краха некогда процветающих республик.

Вне зависимости от соизволения “верхов”, нынешнее поколение этой театральной семьи продолжает хранить верность подвижнической миссии своих известных предшественников. Будь эта воспитывающая граждан страны театральная структура в центре пристального внимания государства, посредством кристаллизации ее нынешнего и все растущего исполнительского искусства, можно было уже в начале ХХI века вывести на сцену не один яркий и роскошный спектакль. Что, вне всякого сомнения, облегчило бы формирование благовоспитанной общественности будущего, надежно укрепив идеологические основы нашей молодой, независимой республики.

Вечер 29 ноября 1929 года. В здании первого государственного театра Армянской ССР спектаклем по пьесе “Взрыв” Г.Смирнова и А.Щербакова в летопись армянского сценического искусства была вписана новая страница, ознаменовав рождение первого юношеского театра республики. Плечом к плечу с основателем и художественным руководителем Тиграном Шамирханяном встали Левон Калантар и Армен Гулакян. И, параллельно с трудностями построения новой советской армянской республики, благодаря энтузиазму творческого коллектива, только за первый театральный сезон было сыграно 70 спектаклей для 20 тысяч зрителей. На сцену выходили в основном спектакли  по переводной драматургии. Среди первых и наиболее ярких проявлений утверждения собственного “почерка” стали постановки “Фриц Бауэр” и “Анка”, “Гикор” и “Храбрый Назар”, “Давид Коперфильд” и “Мнимый больной”, “Ревизор” и “Еще одна жертва”. До своего переезда в новое здание городского Дворца пионеров и школьников в 1939-м году, тюзовцы на правах “бедного родственника” ютились в Доме офицеров Красной Армии (изредка — в театре Джанполадянов). Имея всего два сценических выхода в неделю, они, тем не менее, не унывали: труппа продолжала оттачивать исполнительское мастерство и расширять репертуар. В литературных и театральных кружках Дворца пионеров, под чутким руководством таких мастеров пера и сцены, как Гарегин Бес, Арус Восканян, Перч Геворкян и др., проявились и были направлены в нужное русло таланты молодого поколения. Благодаря терпению и участию старших, постепенно сформировалась когорта творческих деятелей нового времени — Метаксия Симонян, Ерванд Казанчян, Вардгес Петросян, Ваге Шахвердян, Сергей Аракелян, Офелия Амбарцумян, Жирайр Ананян и многие другие, еще не забытые в наши дни имена.

Актерский авангард ТЮЗа того времени — Нина Манучарян, Саргис Кочарян, Вазген Мурадбекян, Вардан Мирзоян, Ерванд Цатурян, Софик Беджанян и еще десятки подвижников сцены, время от времени пополнялся новыми талантами — Паруйр Сантросян, Эмма Амирбекян, Арташес Казарян, Перч Геворкян, Грачья Капланян, Эмма Варданян…

В 50-х приход в театр выпускников новосозданного театрального института (Эдгар Элбакян, Нинель Даллакян, Маруся Тамразян, Ишхан Гарибян, Заре Тер-Карапетян, Женя Нерсисян, Гуж Манукян) стал переломным. Самый любимый театр десятков поколений пережил творческий подъем. Когда в 1958-м году, во второй раз на московском фестивале-смотре были показаны “Ансамбль” Микаела Шатиряна и “Золотой город” Григора Яхджяна, 19 членов творческой группы стали лауреатами.

Лучшие страницы истории театра связаны с именами его художественных руководителей: великолепными режиссерскими работами ответственных и талантливых театральных педагогов-постановщиков Грачья Капланяна, Завена Татинцяна, Ерванда Казанчяна и Марата Мариносяна.  “Приключения Сура и Сама”, “Ночное чудо”, “Мой любимый малыш”, “Романтики”, “Ромео, Джульетта и тьма”, “А зори здесь тихие”, “Королевство кривых зеркал”, “Ворона”, “История одного города”… Эти спектакли вошли в золотой фонд армянского театрального искусства.

Значимый след в истории ТЮЗа оставил и мюзикл песенника, постановщика, актера Нарека Дурьяна “Имя — Дон Кишот” 1989-го года по известной пьесе Михаила Булгакова и с Маисом Карагезяном в главной роли. Значимым был и дебют 1982-го года выпускника Московского государственного института театрального искусства, нынешнего художественного руководителя театра Акопа Казанчяна — спектакль “Непрожитыми годами” (по повести Вардгеса Петросяна “Прожитые и непрожитые годы”). Взяв на себя руководство театром в трудном 1997-м году, Акоп Казанчян с честью справился с нелегкой задачей — сделать единомышленников из cтудентов своего курса и самых верных старейшин театра, “сцементировав” новый  актерский коллектив.  Этот этап ознаменовался победными спектаклями — “Шестерки” (по пьесе Надежды Птушкиной) и “Письма со станции юности” (по рассказу Вардгеса Петросяна “Аптека “Ани”). Благодаря экспериментальным и новаторским устремлениям (столь привлекательным для начинающих актеров), Заслуженному деятелю искусств РА, председателю Союза театральных деятелей Армении Акопу Казанчяну удалось воодушевить и сплотить вокруг себя коллектив молодых актеров, состоящий в основном из достойных отпрысков известных театральных династий. А.Казанчян предоставил молодому актерскому поколению тюзовцев возможность восполнить весьма актуальный сегодня пробел в сфере международного сотрудничества.  Будь то инициированные им фестивали, или же гастроли в Грузию, Украину, Болгарию, Германию, Россию, Кипр, Иран, Македонию или Молдову. В условиях нашей бедненькой материальной базы, выделяемой на культуру,  это, вне всякого сомнения, исключительное достижение, равно как и важная площадка для комплексного ознакомления с современными мировыми театральными процессами. Нынешний исполнительский потенциал Ереванского театра юного зрителя (Арташес Шахвердян, Ара Матевосян, Лариса Гевондян, Армен и Арев Сантросяны, Артур Карапетян, Ишхан Гарибян, Самвел Даниелян, Мариам Казанчян, Григорий Акопян, Шушан Казарян, Нара Саргсян, Арман Мириджанян, Константин Козманов, Гоар Карапетян и др.) закалился и заиграл новыми “красками”  в самых “безумных” театральных проектах, доказав, что способен нести на своих плечах всю тяжесть репертуарного разнообразия.

Нвард АСАТРЯН


facebook twitter gplus linkedin