Категории: Регион

Битва за Идлиб

Российские военно-космические силы 4 сентября нанесли удары по объектам террористической группировки “Джебхат ан-Нусра” в провинции Идлиб. По словам официального представителя МО РФ генерал-майора Игоря Конашенкова,  два истребителя-бомбардировщика Су-34 разбомбили склады террористов, где собирались и хранились беспилотники, которые использовались для атак на российскую авиабазу Хмеймим и населенные пункты в провинциях Алеппо и Хама, а также взрывчатка для БПЛА. Кроме того, многоцелевой истребитель Су-35С высокоточным боеприпасом уничтожил склад с переносными зенитно-ракетными комплексами террористов.

Все удары ВКС наносили исключительно по подтвержденным объектам террористических группировок вдали от сел и городов, подчеркнул Конашенков. В тот же день штатная ПВО российской авиабазы уничтожила два ударных беспилотника боевиков. Территория Идлиба — единственная из четырех зон деэскалации, определенных в 2017г. в Астане, в настоящее время практически не контролируется правительственными силами Сирии, не считая части соседних провинций Латакия, Хама и Алеппо.

В Идлибе сконцентрированы основные силы сирийской оппозиции, которые при содействии Турции в начале августа объединились в рамках новой структуры “Фронт национального освобождения” Сирии. По разным данным, их численность составляет 85-100 тысяч человек. Там же находятся и отряды “Джебхат ан-Нусры”, численность которых в этом районе, по данным генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры, составляет около 10 тыс. человек. Москва и Дамаск утверждают, что террористы ряда засевших в Идлибе группировок периодически совершают атаки на сирийские правительственные войска. А в последние дни обстановка стала более напряженной. Как заявил официальный представитель МО РФ Игорь Конашенков со ссылкой на данные независимых источников, террористы группировки “Хайат Тахрир Аш-Шам” готовят провокацию, чтобы обвинить Дамаск в применении химического оружия против мирного населения провинции Идлиб.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, комментируя обстановку в Идлибе, заявила, что мира с террористами быть не может: “Заклинания, смысл которых сводится к тому, чтобы на неопределенно долгое время оставить в покое террористов, фактически удерживающих в заложниках в Идлибе миллионы людей, неприемлемы. Мира с террористами быть не может. Окопавшимся в Идлибской зоне последователям “Аль-Каиды” не должна быть предоставлена возможность, оставаясь в безопасности, экспортировать террор по региону и всему миру”.

“Под “заклинателями”, видимо, следует понимать США. Разделяя обеспокоенность России присутствием террористов в Идлибе и выражая готовность работать по этому вопросу, Вашингтон в то же время выступает решительно против проведения войсками Асада антитеррористической операции в провинции. Госсекретарь США Майк Помпео объяснил эту позицию обеспокоенностью тем, что в ходе операции в Идлибе может быть использовано химическое оружие “в процессе попытки заполучить военные объекты”. А президент США Дональд Трамп выступил с предупредительным заявлением о том, что “россияне и иранцы совершат серьезную гуманитарную ошибку, если примут участие в этой потенциальной человеческой трагедии“.

Вашингтон в этом вопросе поддержала Анкара. Президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что “если в Идлибе полетят ракеты, то погибнет много людей”, а беженцы, спасаясь от гуманитарной катастрофы, направятся в Турцию. Эрдоган считает, что этот процесс можно предотвратить с помощью решения, которое будет достигнуто путем переговоров, отметив важность сотрудничества с Россией на фоне возможной операции правительственных войск Сирии.

А ведь всего неделю с небольшим назад глава МИД РФ Сергей Лавров после долгих переговоров с представителями Турции говорил о наличии у Москвы и Анкары общего “политического понимания” ситуации в Идлибе и полного взаимопонимания по вопросу неизбежности военной операции в Идлибе. “Политическое понимание полностью существует между Москвой и Анкарой: необходимо отмежевать нормальных вооруженных оппозиционеров от бандитов “Джебхат ан-Нусры” и одновременно подготовить операцию против этих террористов, сделать все, чтобы минимизировать риски для гражданского населения”, — сказал он.

Россия в надежде вместе с Турцией найти компромисс между оппозицией и Дамаском и избежать операции и множества жертв в Идлибе больше месяца сдерживала попытки сирийских военных начать военные действия. Для компромисса нужно было смягчение позиций сторон. Так, Дамаску предлагалось отказаться от идеи масштабной операции в Идлибе, ограничившись зачисткой приграничных с Идлибом районов в Латаки и на севере провинции Хама, а также установлением контроля над Джиср-аш-Шухуром и дорогой от Хамы до Алеппо. Анкара требует гарантий безопасности для лояльной ей оппозиции. А Россия выступает за размежевание между оппозицией и террористами, надеясь уничтожением террористов обеспечить безопасность авиабазы Хмеймим.

Ситуация в Идлибе станет одним из главных вопросов повестки дня открывающегося сегодня в Тегеране саммита глав России, Ирана, также выступающего за очистку Идлиба от террористов с возможно минимальными человеческими потерями, и Турции. Не приходится сомневаться, что разговор в силу обозначенных позиций будет жестким. Стремящийся удержать турецкие войска в северных районах Сирии Эрдоган будет сопротивляться до последнего.  Для него все договоренности и провозглашенные в астанинском формате (Россия, Иран, Турция) цели по защите Башара Асада, сохранению территориальной целостности и государственности Сирии — просто сотрясение воздуха. Турция изначально выступала и продолжает выступать за свержение Асада и обеспечение собственных интересов в Сирии. Все остальное — лишь отговорки и попытки лавирования между Россией, Ираном и США. Неспроста в преддверии саммита  глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу обсудил по телефону этот вопрос с госсекретарем США Майком Помпео, а министр национальной обороны Турции Хулуси Акар принял в Анкаре спецпредставителя госсекретаря США по Сирии Джеймса Джеффри.

Если договориться в Тегеране не удастся, то последствия конфликта интересов в т.н. “астанинском формате” могут быть непредсказуемыми и ужасными, в первую очередь, для мирного населения Идлиба, где проживает около 3 млн человек.

 

 

 

Статья опубликована 7 сентября, 2018 12:29

Гаянэ Мовсесян

Последние записи

Как найти грузоперевозчика в Армении

Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…

31 мая, 2023

Командующий 3-м армейским корпусом представил ситуацию на северо-восточном участке границы: она относительно стабильна

Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…

31 мая, 2023

Демократия — основной бренд Армении: Никол Пашинян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…

31 мая, 2023

США ожидают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана в Кишиневе будет конструктивной

США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…

31 мая, 2023

Акоп СЕРОБЯН: «Пока мы удачно продвигаемся к цели»

Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…

30 мая, 2023

Секретарь Совбеза Армении провел встречу с советником федерального канцлера Австрии по внешнеполитическим вопросам

Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…

30 мая, 2023