Категории: Регион

Призрак Брайзы бродит по Кавказу

Бывший помощник заместителя госсекретаря США, бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ по урегулированию азербайджано-арцахского конфликта, бывший, а точнее — несостоявшийся посол США в Азербайджане Мэтью Брайза отличился рядом заявлений провокационного характера.

В интервью газете “168 жам”, давая оценку переговорному процессу, он заявил, что, якобы, в Баку на самом высоком уровне сформировался новый уровень доверия к намерениям премьер-министра Пашиняна, который, мол, хочет вести переговоры до конца, однако политическая реальность такова, что “на него оказывается давление”, с одной стороны, “активной действующей карабахской группировкой”, с другой — “Армянским национальным комитетом Америки, который в свое время добился блокировки моего (Брайзы) подтверждения на должность посла в Баку”. Именно этим, по Брайзе, якобы, обусловлено заявление Пашиняна о том, что Арцах — это Армения, и это давление замедлило процесс переговоров. Более того, Брайза считает, что если Армения хочет возвращения Арцаха за стол переговоров, то в обмен она “должна что-то дать Азербайджану”, а Мадридские принципы, предусматривающие серьезные территориальные уступки армянских сторон в обмен фактически ни на что, по его мнению, едва ли не идеальный вариант урегулирования конфликта.

Быть может, на высказывания бывшего, к тому же принявшего позу обиженника, не стоило бы обращать внимания, однако бывших дипломатов, как и бывших офицеров, не бывает. Брайза, оставивший в январе 2012г. дипломатическую службу после того, как Сенат США отказался подтвердить его назначение на пост посла в Азербайджане, и в настоящее время являющийся директором Центра оборонных исследований Эстонии, на прошлой неделе в компании с бывшим помощником госсекретаря США по вопросам демократии, прав человека и труда, бывшим главой организации Freedom House, ныне главным директором по правам и свободам человека в Институте Маккейна Дэвидом Крамером “засветился” в Тбилиси на международной конференции под названием “Что дальше?”, организованной Центром исследований экономической политики и Институтом Маккейна. По сообщениям грузинских СМИ, Брайза и Крамер на форуме обосновывали необходимость принятия Грузии в НАТО с одной существенной оговоркой —  присоединение не должно включать действие в отношении Тбилиси Пятой статьи устава Североатлантического альянса, а именно распространения принципа коллективной обороны на Абхазию и Южную Осетию. Даже с оговоркой на экс-ность и, как утверждается, оппозиционность (или, якобы, оппозиционность) Брайзы администрации Дональда Трампа, трудно представить, что подобные форумы проводятся без, по меньшей мере, уведомления Госдепартамента. Ну, и вопрос — кто финансировал эту международную конференцию?  Кстати, в Тбилиси разразился скандал из-за того, что Крамер и Брайза отказались впустить на конференцию депутата парламента Грузии, .лидера оппозиционного “Альянса патриотов“  Ирму Инашвили, которая, не будучи в числе приглашенных, все же пришла поучаствовать в обсуждениях на тему “Куда движется Россия?”

Это так, к слову. Возвращаясь же к высказываниям Брайзы по армянской тематике, трудно отвязаться от мысли, что американский дипломат попросту провоцирует обострение внутриполитической ситуации в Армении, вновь вводя в оборот идею противостояния, в том числе по схеме “айастанци-карабахцы”, появившуюся, кстати, во времена правления Армянского общенационального движения. Видно, Брайза хорошо знает болевые точки армянской общественности и пытается на них играть. Неспроста его высказывания вызвали бурную реакцию армянских журналистов, которые не преминули попросить премьер-министра РА Никола Пашиняна их прокомментировать.

Пашинян в своем комментарии отметил, что заявление “Арцах — это Армения” стало ответом на бескомпромиссность позиции Азербайджана по вопросу статуса Карабаха. Он выразил недоумение тем, что бурным обсуждениям подверглось именно это его заявление, сделанное 5 августа, хотя ему предшествовало другое — от 12 марта, во время которого он указал на необходимость получить разъяснения по сути Мадридских принципов, об их рамках и амплитуде предоставляемых ими возможностей. “В частности, что касается статуса Нагорного Карабаха. Лишь после этого мы можем говорить о том, приемлемы ли для нас Мадридские принципы”, — отметил Пашинян.

“Я заявлял, что любой вариант решения карабахской проблемы должен быть приемлемым для народа Армении, народа Карабаха и народа Азербайджана. Кстати, я был первым армянским лидером, который сделал такое заявление, говоря о приемлемости со стороны азербайджанского народа, за что меня также раскритиковали в Армении. Я ожидаю аналогичного заявления от властей Азербайджана. Прошел год с момента моего заявления, но ответного заявления не было сделано, и вместо этого было сказано, что карабахская проблема может быть решена только в рамках территориальной целостности Азербайджана. Однако в ходе рабочих обсуждений с сопредседателями Минской группы ОБСЕ было сказано, что переговоры предполагают, что статус Карабаха может быть другим”, — сказал премьер-министр. Он отметил, что у Армении есть адекватный ответ на позицию Азербайджана. “Если в контексте всего этого Азербайджан скажет, что карабахская проблема может быть решена только по принципу территориальной целостности Азербайджана, в том смысле, что Карабах должен быть частью Азербайджана, мы можем на основе всей этой информации заявить, что если их принцип настолько категоричен и не признает компромиссов, то наш принцип должен заключаться в том, что Арцах — это Армения и все”, — сказал Пашинян.

Что касается самого Брайзы, то премьер-министр заметил, что с того времени, когда Брайза был сопредседателем Минсой группы, много воды утекло, выразив сомнение в том, что ныне американский дипломат в достаточной степени владеет информацией. “Бывших послов много. После его отставки много воды утекло. Не уверен, что он в достаточной мере владеет информацией. Если бы было легко решить, решил бы”, — сказал Пашинян.

Премьер подчеркнул, что Армения готова продолжить переговоры, причем Армения и Арцах не пойдут на уступки под давлением и угрозами. “Мы готовы к конструктивным переговорам. Мы хотим достичь урегулирования, а не делать вид, что работаем”, — отметил Никол Пашинян.

Статья опубликована 18 сентября, 2019 11:22

Гаянэ Мовсесян

Последние записи

Как найти грузоперевозчика в Армении

Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…

31 мая, 2023

Командующий 3-м армейским корпусом представил ситуацию на северо-восточном участке границы: она относительно стабильна

Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…

31 мая, 2023

Демократия — основной бренд Армении: Никол Пашинян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…

31 мая, 2023

США ожидают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана в Кишиневе будет конструктивной

США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…

31 мая, 2023

Акоп СЕРОБЯН: «Пока мы удачно продвигаемся к цели»

Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…

30 мая, 2023

Секретарь Совбеза Армении провел встречу с советником федерального канцлера Австрии по внешнеполитическим вопросам

Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…

30 мая, 2023