Лекарства по рецепту: новый порядок без подготовки системы

Вошедший с 1 марта этого года новый порядок отпуска лекарственных препаратов в Армении продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых тем в нашем обществе. Отныне несколько сотен наименований медикаментов невозможно будет купить в аптеках без рецептов. И это только начало.

список в дальнейшем расширится, в результате чего уже с 1 октября текущего года больше половины зарегистрированных у нас в стране препаратов (порядка 2700 препаратов из общего числа зарегистрированных в стране 4700) будут продаваться исключительно по рецепту.

Причем, как указано на официальном сайте Министерства здравоохранения РА, установлены четыре новые рецептурные формы: для наркотиков, психотропных средств и лекарств единичного или многоразового использования. Выписывать лекарство по рецепту на какой-либо другой бумажке запрещается, однако, до 31 декабря 2018 года остаются в силе формы рецептов, установленные согласно  прежнему порядку. Что касается сроков действия рецепта, то рецепты на наркотики и психотропные средства действительны в течение 10 дней, а на остальные препараты установленного списка и рецепты многоразового использования имеют силу в течение шести месяцев. Минздрав уже в последних числах февраля позаботился о том, чтобы обеспечить максимальную информированность населения, разослав СМС-ки абонентам мобильной сети, дабы никто потом не сказал, что не знал о новом порядке отпуска лекарств.

Долой самолечение

На первый взгляд, подобная реформа правительства в отечественной сфере здравоохранения может только приветствоваться, поскольку бесконтрольный отпуск лекарственных препаратов имеет множество рисков. И потому во многих странах приобрести лекарство без рецепта установленного образца, без печати организации здравоохранения и личной печати врача попросту невозможно.

У нас же зачастую люди приходят в аптеку и спрашивают, какие лекарства лучше приобрести, перечисляя определенные симптомы болезни. Или же пациенты, прочитав информацию о своем заболевании в Интернете, идут и покупают рекомендованные лекарства, поскольку они доступны. Понятно, что подобные действия могут стать причиной аллергических проявлений и лекарственной устойчивости организма к тем же антибиотикам, к примеру. Прием же обезболивающих препаратов нередко приводит к осложнению и усложнению диагностики по хирургической патологии.

Если бы медицинские услуги в Армении были доступны для всех слоев населения, то, возможно, реализация медикаментов осуществлялась бы не по рекомендациям, а по назначению врача. Не говоря уже о том, что некоторые врачи сотрудничают с представителями фармкомпаний, назначая пациентам дорогие, а иногда и вовсе ненужные конкретному больному препараты. Думаю, многие из нас сталкивались с ситуацией, когда в поликлиниках выдают рецепты не на бланках установленного образца, а на рекламных буклетах фармкомпаний.

В этом смысле инициатива Министерства здравоохранения об урегулировании порядка выдачи медикаментов может только приветствоваться. Но проблема в том, что даже самое благое намерение, если механизмы его реализации не продуманы тщательно и до конца, оборачивается головной болью для тех, для кого собственно оно и предусматривалось. В данном случае для сотен и тысяч больных людей, которых Минздрав поставил перед фактом, не учтя при этом многочисленные технические детали, необходимые для реализации нового порядка. И даже врачи сегодня констатируют, что нужно время и множество доработок для того, чтобы претворить намеченное в реальность.

Нужно время, чтобы доработать

“Это общепринятая в мире практика, при которой прежде чем приступать к лечению, люди должны обследоваться, на основе чего врач может поставить диагноз и назначить лечение, выписав пациенту рецепт. С этой точки зрения, новый порядок отпуска медикаментов в Армении не лишен объективности и верности, поскольку повышает ответственность как врачей, так и компаний, реализующих медпрепараты, — констатировал в беседе с нами главный акушер-гинеколог Армении, директор Института перинатологии, акушерства и гинекологии РА, академик Размик Абрамян. — Дело в том, что у нас нередки случаи, когда врач может в устной форме посоветовать пациенту принимать то или иное лекарство, скажем, парацетамол. Однако этот препарат выпускается в разных странах, с разным составом и дозировкой активного вещества, поэтому без наличия рецепта с подробным указанием состава препарата, дозировки и срока его применения можно столкнуться с проблемами. А врач при этом никакой ответственности не будет нести, поскольку нет письменного подтверждения его назначения. И не только врач, но и компании, реализующие медикаменты, которые, продавая лекарства без рецептов, могут предложить дорогостоящий аналог или куда хуже — препарат, способный нанести вред здоровью этого больного. Но для того, чтобы новый порядок стал реальностью, нам еще нужно время, поскольку много чего нуждается в доработках и уточнениях”, — высказал свое мнение наш собеседник.

Увы, больным придется набраться терпения и отточить свои навыки в “беге с препятствиями”, прежде чем “добрая” инициатива Минздрава будет дорабатываться и уточняться. Достаточно сказать, что для получения рецепта пациентам отныне придется идти в поликлинику. Но до сих пор никто из чиновников толком не ответил на вопрос: в состоянии ли будут эти самые поликлиники обслужить нахлынувший поток с учетом того, что там и без всех этих нововведений стояли бесконечные очереди?

Ладно, столица, а что делать людям, проживающим в отдаленных сельских общинах? Каждый раз ехать в райцентр, чтобы получить заветный рецепт в поликлинике?

“Нам нужно время”, — разводит руками г-н Абрамян, понимая, что в том виде, в котором дан старт реализации новых механизмов, есть больше вопросов, чем ответов на них.

Позиции медиков и общества совпадают

С мнением главного акушера-гинеколога страны о необходимости отпуска лекарств по рецептам согласен и главный кардиолог города Еревана Парунак Зелвеян, по словам которого, новый порядок повысит качество медицинского обслуживания. Во-первых,  лекарства будут покупать уже по назначению врача, а не по совету соседей или сотрудников аптек, а во-вторых, — снизится риск самолечения и резистентности бактерий к антибиотикам.

“Врач — это специальность, которой обучаются дольше всего, и затем продолжают образование в течение всей жизни. Делаем мы это для того, чтобы суметь из тысяч  препаратов выбрать для пациента то, что нужно ему”, — уточнил кардиолог, добавив, что внедрение системы рецептов не подлежит обсуждению в медицинском сообществе. Однако обсуждению подлежат подходы и механизмы внедрения этой практики.

“Это один из редких случаев, когда мнение медицинского сообщества и общества совпадают, их интересы и желания практически идентичны”, —  пояснил г-н Зелвеян.

Проще говоря, вопрос о том, подготовлена ли вся система для реализации нового порядка, по-прежнему остается открытым, что и вызывает массу недовольства среди населения. По сути, требование об отпуске лекарств по рецептам было и прежде, поскольку оно включено и в первый закон “О лекарствах”, и в новый. Это правильно, соглашается врач-кардиолог, но при этом делает оговорку: прежние организаторы здравоохранения, видимо, трезво оценивали ситуацию и понимали, что пока не могут это сделать.

“Но и это было неверно, надо было постепенно внедрять необходимый инструментарий. А то так, всем известно о загруженности врачей первого звена, очередях в поликлиниках, не говоря уже о мотивации врачей и их зарплатах. Очереди, большой объем бумаг, которые надо заполнять, и к этому еще добавится рецептурная форма. Врач физически будет не в состоянии оказывать качественные услуги, что приведет к разрастанию очередей, ненужной потере времени для пациентов и росту недовольства. Как следствие, — очередная хорошая, правильная идея может быть обесценена”, — спрогнозировал ситуацию г-н Зелвеян.

В качестве варианта решения проблемы он предлагает начать пересматривать медицинские нормативы, сокращать нагрузку врачей, увеличивать их число, и только после этого внедрить как обязательный рецепт, так и все обязательные скрининговые программы. “Надо подготовить систему, и только потом ставить требования. Нельзя сосуд определенной вместимости заполнить жидкостью с вдвое большим объемом”, — заключил он.

Статья опубликована 2 марта, 2018 13:00

Лиана Гёзалян

Последние записи

Как найти грузоперевозчика в Армении

Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…

31 мая, 2023

Командующий 3-м армейским корпусом представил ситуацию на северо-восточном участке границы: она относительно стабильна

Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…

31 мая, 2023

Демократия — основной бренд Армении: Никол Пашинян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…

31 мая, 2023

США ожидают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана в Кишиневе будет конструктивной

США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…

31 мая, 2023

Акоп СЕРОБЯН: «Пока мы удачно продвигаемся к цели»

Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…

30 мая, 2023

Секретарь Совбеза Армении провел встречу с советником федерального канцлера Австрии по внешнеполитическим вопросам

Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…

30 мая, 2023