Категории: Культура

Чтобы сон стал реальностью

Искусство — великая вещь. Иногда просто поражаешься его “нострадамусской прозорливости”, способности предсказывать будущее и неожиданной актуализации спустя время. Примеров тому не счесть — в литературе, кино…  И так получилось, что в свое время особо не нашумевший фильм “Ереван джан”, спустя лишь 16 лет обрел новое звучание. Совместная работа актера и режиссера Микаэла Погосяна и режиссера Гарика Машкаряна, как оказалось,  немного “предсказала” нашу нынешнюю реальность.

Притча о добре и зле, утопия, а, может, просто сон главного героя в исполнении Микаэла Погосяна, повествовала о серой и не самой приятной действительности нашего любимого Еревана. Наш город заболел — ему недоставало любви, и оставалось мечтать о том, чтобы из него ушли все пороки и злые силы, город очистился бы, люди стали бы добрее и начали строить и созидать. Ну что же, “революция любви” свершилась спустя 16 лет после выхода картины, и остается надеяться, что впереди нас ждут только годы созидания и дальнейшего строительства крепкого государства. Именно в это верит и об этом говорил Народный артист РА Микаэл Погосян на встрече премьер-министра Никола Пашиняна с деятелями культуры, которая состоялась 25 мая в концертном зале филармонии имени Арама Хачатуряна.

“Сейчас это сон, или реальность? Это тот вопрос, который я задал воображаемому президенту в моем фильме “Ереван джан”, снятом в 2002 году. Тот ответил:  поживем — увидим. Потом повернулся, увидел, что народ босый, нагнулся и тоже разулся. Я уверен, что вы обуете всех”, — сказал Погосян, обращаясь к главе правительства.

В том, что сон главного героя в его фильме частично стал реальностью, можно убедиться, просмотрев фильм. В нем есть братки, устроившие ресторан рядом с пантеоном наших великих, чиновник, разрешивший это святотатство, хапуга-милиционер и многие другие. Президент носит бороду (и чем-то напоминает нынешнего премьера), а, главное, он умеет креститься, разговаривает с простыми людьми, которые идут за ним толпою… И город во сне главного героя преображается: его подметает тот самый чиновник (“это ведь наш город, он должен быть чистым”), люди ходят добрые, счастливые и улыбаются… Ничего не напоминает? Такая вот волшебная сила искусства…

Ну, а теперь, собственно, об искусстве. Как отметил на встрече с деятелями культуры премьер Пашинян, отныне такие встречи будут носить регулярный характер. Он подчеркнул, что видит роль правительства не в том, чтобы вмешиваться в культурное содержание, а в том, чтобы обеспечить постоянную коммуникацию людей с культурной жизнью.

“Мы хотим, чтобы было невозможно жить без общения с культурой. Наша задача, чтобы дети со школьного возраста общались с культурой. На сценах Армении, действительно, есть высокая культура, в музеях есть действительно ценные и великие экспонаты, в Армении создается ценная литература, создаются ценные холсты, и, в конце концов, то, что произошло в Армении в апреле-мае, долгие годы, возможно, молча, формировалось в культурной жизни. Меня недавно спросили, будет ли культурная революция. Я ответил, что то, что произошло, это культурная революция, потому что самыми большими авторами этой революции считаю деятелей культуры нашей страны, которые смогли где-то, для всех незаметно, задействовать в сознании людей механизм, который в конце концов стал революцией любви и согласия”, — сказал Никол Пашинян.

Беседа длилась почти два часа, во время которой глава правительства ответил на многочисленные вопросы деятелей культуры.

Армен Алавердян, руководитель ОО “Унисон” и инклюзивного хора “Парос”, говорил о необходимости обеспечить доступность в очаги культуры лицам с ограниченными возможностями. Ему лично, колясочнику, чтобы попасть в зал на эту встречу, помогли четверо добрых людей. Этот вопрос, по словам Пашиняна, стоит на повестке и будет решен. А вот просьба Алавердяна насчет присвоения его хору госстатуса — вопрос, требующий иного подхода. Вообще присвоение государственного статуса коллективам интересовал многих участников встречи, равно как и вопрос госфинансирования культурных очагов, проектов, значимых фестивалей и т.д. По словам премьера, нужно думать не о том, чтобы всем раздавать деньги, с которыми напряг, а идти в противоположном направлении: создать не конкурентное, а равное поле, проводить такую политику для культурных коллективов и организаций, которая обеспечит приток зрителей, и, как следствие, финансов.

Деятели культуры выдвинули много вопросов: говорили и о необходимости закона о меценатстве, который бы помог деятелям культуры (предложение художника Ахтанака Шаумяна), закона о творческих союзах, отношения с которыми на данный момент регулируются законом об общественных организациях. Эти темы были взяты на заметку и будут обсуждены с заинтересованными лицами сферы. Директор Института археологии и этнографии Павел Аветисян, обеспокоенный сохранностью историко-культурного наследия, получил, так сказать, гарантию, что отныне в Армении ни один памятник не будет уничтожен или снесен — работа будет идти только в направлении сохранения и восстановления. При этом стоит отметить, что многие вопросы премьеру носили личный характер (просьба о помощи конкретному человеку), были откровенные жалобы и даже безадресное оскорбление сотрудников Министерства культуры, обвинение в некомпетентности, тупости и даже воровстве программ. Некоторые и вовсе вызывали удивление. Например, посыл обеспечить посещаемость армянского театра в Тбилиси посредством отправления туда зрителей из Гюмри, Ванадзора… К такой “спецоперации для наполнения залов” премьер отнесся с юмором: роль государства он видит в повышении культурного ценза людей, работе с ними, что решит вопрос посещаемости очагов культуры где бы то ни было. Кстати, в повышении цензов разного рода нуждаются и отдельные деятели, вещающие от имени культуры. Чего стоило странное предложение не назвавшей себя девушки о так называемой “разнарядке” для олигархов — чтобы каждый из них финансировал какой то культурный очаг, а также официальном запрете (в виде закона или решения), чтобы известные актеры не работали бы тамадой на свадьбах, а певцы и танцовщики, представляющие прославленные коллективы,  не выступали в ресторанах и ветерках…

Под занавес же хочется выразить надежду, что все важные вопросы, затронутые нашими деятелями культуры, найдут свое конструктивное решение — без сведения счетов, “репрессий” и прочих вендетт. Так, чтобы опять не пришлось вспоминать уже другой кадр из фильма “Ереван джан”, где один из героев стоял на улице и вычислял из прохожих плохих людей, чтобы стукнуть их молотком по голове. И чтобы вдруг не вышло так, что культура наша тоже начала бить ключом, и исключительно по голове.

 

Статья опубликована 1 июня, 2018 11:09

Ирина Аброян

Последние записи

Как найти грузоперевозчика в Армении

Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…

31 мая, 2023

Командующий 3-м армейским корпусом представил ситуацию на северо-восточном участке границы: она относительно стабильна

Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…

31 мая, 2023

Демократия — основной бренд Армении: Никол Пашинян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…

31 мая, 2023

США ожидают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана в Кишиневе будет конструктивной

США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…

31 мая, 2023

Акоп СЕРОБЯН: «Пока мы удачно продвигаемся к цели»

Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…

30 мая, 2023

Секретарь Совбеза Армении провел встречу с советником федерального канцлера Австрии по внешнеполитическим вопросам

Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…

30 мая, 2023