Категории: Государство

Конституционная реформа

Станет ли избирателей больше?

В первой половине февраля нынешнего года премьер-министр РА Никол Пашинян утвердил состав специализированной комиссии по разработке конституционных реформ. В нее вошли министр юстиции Рустам Бадасян, представитель Армении в ЕСПЧ Егише Киракосян, Защитник прав человека Арман Татоян, глава парламентской комиссии по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян, депутат правящей фракции “Мой шаг” Ваагн Овакимян, член фракции “Процветающая Армения” Геворк Петросян, представитель “Просвещенной Армении” Тарон Симонян, а также член Высшего судебного совета Виген Кочарян, юристы-ученые Анаит Манасян, Артур Гамбарян, Армен Мазманян, Арсен Тавадян, Левон Геворкян, Тигран Маркосян, член общественной организации “Общество информированных граждан” Даниел Иоаннисян, член организации “Армянская ассоциация юристов” Карен Задоян.

Иначе говоря, на этих людей была возложена весьма высокая ответственность: в трехмесячный срок разработать концепцию конституционных реформ, обеспечить ее общественные обсуждения и представить документ премьер-министру. Срок представления был обозначен до 1 сентября 2020 года.

Основной Закон страны менялся каждые десять лет

Напомним: первая Конституция независимой Армении была принята в 1995 году — в период правления первого Президента РА Левона Тер-Петросяна, и Армения была провозглашена  президентской страной. Соответственно, глава государства был наделен всеми полномочиями и ответственностью за внешнюю и внутреннюю политику, экономику, социальную сферу и т. д.

В годы правления Левона Тер-Петросяна в Армении сформировалась достаточно сильная оппозиция, что ни день звучала критика по поводу того, что все рычаги власти сконцентрированы в руках одного человека — Президента, что Арменией фактически правит один человек и т.д. Хотя это было не совсем так — в те годы у нас были сильные и слабые премьер-министры, некоторые из них пытались осуществлять экономические реформы, обладавшие или не обладавшие высокой эффективностью. Не так уж много времени прошло после правления первого Президента, и все мы прекрасно помним, что он больше занимался внешнеполитическими вопросами: Армения еще только обрела независимость, необходимо было урегулировать отношения с другими странами. И это помимо Карабахской войны, затем — и урегулирования вопроса…

В 1998 году в Армении произошла смена власти, вторым Президентом стал первый Президент Арцаха Роберт Кочарян, который на седьмом году своего правления — в 2005 году — инициировал Конституционные реформы. Армения была провозглашена страной полупрезидентского правления — часть полномочий главы государства отошла к парламенту, часть — к правительству. В то время также не было недостатка в критике.

Второй раз Основной Закон претерпел изменения в 2015 году. По странному стечению обстоятельств в период правления третьего Президента Сержа Саргсяна форма правления в Основном Законе подверглась кардинальному реформированию также на седьмом году пребывания в должности главы государства. Армения стала страной парламентского правления (все основные изменения вступили в силу в 2018 году, в день инаугурации четвертого Президента), и все трудности и прелести абсолютно неведомой Армении формы правления выпали на долю действующего премьер-министра Никола Пашиняна, ибо весьма ограничились, практически свелись к символике полномочия новоизбранного главы государства (впервые, согласно обновленной Конституции, избранного парламентом), что и выпало на долю действующего Президента Армена Саркисяна.

Проще говоря, по положению на данный момент, в течение 25 лет (достаточно короткий период в истории государства) мы уже опробовали и отказались от двух систем правления — президентской и полупрезидентской, и ныне в стадии апробирования третья — парламентская.

Форма правления останется неизменной

Уже известно, что разрабатываемыми реформами Армения сохраняет парламентскую форму правления — внешняя и внутренняя политика, экономика, регулирование социального блока остаются функциями премьер-министра, что для таких стран, как наша — весьма высокая ответственность. Приходя к власти, еще в 2018 году, премьер-министр заявил, что форма правления не нуждается в изменении — она нова, и нужно понять, насколько она эффективна. По-видимому, именно по этой причине она и не меняется.

Кстати, подробности конституционных реформ фрагментарно представляются на суд общественности в формате пресс-конференций членом специализированной комиссии Даниелом Иоаннисяном. На днях он заявил, что есть лишь два вопроса, вокруг которых уже достигнут четко сформированный подход, один из них — Армения останется парламентской республикой, а другой — Армения откажется от механизма стабильного парламентского большинства.

Отсюда вытекает вопрос: как будет формироваться правительство, кто станет премьером в отсутствие парламентского большинства. Возлагать надежды на консенсус в условиях Армении —  дело бесперспективное, нашему менталитету это не свойственно. У нас на первом плане — эмоции. Да и мировой опыт показывает, что без парламентского большинства жизнь представительного органа весьма недолга. Нелишне напомнить, что по действующей Конституции наличие парламентского большинства — требование обязательное.

Комиссия обсуждает также вопросы снижения возрастного ценза избирательного права с 18 до 17 (или даже 16) лет.  Что и говорить — резко увеличит численность избирателей, за которым, по принципу домино, последует увеличение числа избирательных участков, членов комиссий. Обсуждается также вопрос слияния Конституционного и Кассационного судов и формирования Верховного суда. Последнее обстоятельство стало уже предметом бурных дебатов в среде правоведов. Оппозиционное поле юристов, естественно, против этой идеи, подчеркивая важность того обстоятельства, что вопрос конституционности того или иного явления или документа в этом случае окажется в юрисдикции различных судов, тогда как существующий в РА Конституционный суд долгие годы занимался именно этим.

Отметим, что после общественного обсуждения конституционная реформа должна быть рассмотрена и принята Национальным Собранием, а до того свое заключение по документу представит и Венецианская комиссия.

В окончательном виде документ будет вынесен на референдум, который, по всей вероятности, состоится в 2021 году.

Статья опубликована 2 сентября, 2020 13:35

Гоар Саркисян

Последние записи

Как найти грузоперевозчика в Армении

Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…

31 мая, 2023

Командующий 3-м армейским корпусом представил ситуацию на северо-восточном участке границы: она относительно стабильна

Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…

31 мая, 2023

Демократия — основной бренд Армении: Никол Пашинян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…

31 мая, 2023

США ожидают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана в Кишиневе будет конструктивной

США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…

31 мая, 2023

Акоп СЕРОБЯН: «Пока мы удачно продвигаемся к цели»

Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…

30 мая, 2023

Секретарь Совбеза Армении провел встречу с советником федерального канцлера Австрии по внешнеполитическим вопросам

Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…

30 мая, 2023