Категории: Регион

Азербайджан не уйдет от наказания

Поражение вертолета МИ-24 ВВС Нагорно-Карабахской Республики окончательно обнажило лживую, лицемерную, бесчеловечную и преступную, я бы даже сказала — кровожадную суть официального Баку. Руководство Азербайджана и его шавки никогда не отличались корректностью и уж тем более гуманизмом. После поражения карабахского вертолета их наглость и хамство перешли все границы.

Прошло шесть суток после произошедшего, но азербайджанцы продолжают интенсивно обстреливать место падения вертолета (он упал в нейтральной зоне карабахско-азербайджанской линии соприкосновения), не позволяя армянской стороне вывезти ни тела троих членов экипажа вертолета, ни обломки машины. И это вопреки взятым Баку международным обязательствам. В частности, статья 15 Женевской конвенции, принятой в 1949 году, четко гласит: “Каждый раз, и особенно после боев, стороны конфликта сразу должны предпринять все необходимые меры, чтобы найти и забрать раненых и больных, защитить их от грабежа и неподобающего обращения, а также найти погибших, чтобы защитить их от грабежа”.

Однако азербайджанцы неоднократно демонстрировали полное пренебрежение к судьбам своих погибших и раненых военнослужащих, которых в годы войны зачастую приходилось подбирать и даже выхаживать армянским сторонам. Вселенский вой Баку поднимает лишь в том случае, если оказавшийся на армянской стороне азербайджанец обладает некой информацией, утечка которой для Азербайджана нежелательна, или если Баку бывает заинтересован в новом поводе для напоминания международному сообществу о конфликте и очернения Армении. Что им судьба трех армянских летчиков! О нравах официального Баку можно судить по публикациям их карманных СМИ. И вот лишь пара цитат из публикации на сайте haqqin.az, принадлежащего прислужнику Алиева — Эйнулле Фатуллаеву: “Сегодня — “Иглой” по вертолёту, а завтра — “Смерчем” по городам и сёлам! … для азербайджанских сил ПВО не имеет никакого значения, ЧТО находится на борту воздушной мишени — боевые ракеты, шоколадки “сникерс” или памперсы для Мовсеса Акопяна. Нам абсолютно все равно!” Подписана статья — и это символично и симптоматично — именем недоноска Рамиля Сафарова, убившего топором спящего Гургена Маргаряна, имевшего несчастье находиться с этим ублюдком в Будапеште на курсах НАТО.

Понятно, что Азербайджан, постоянно нарушающий режим прекращения огня, не будет заинтересован в объективном расследовании пограничных инцидентов. В случае с подбитым ими вертолетом — тем более. Ведь экспертиза позволит доказать, что вертолет не был оснащен оружием и соответственно не собирался атаковать азербайджанские позиции. Посему азербайджанцы не намерены допускать к сбитому вертолету даже личного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика, который в эти дни находится в зоне конфликта и намерен провести мониторинг ситуации на линии соприкосновения. На прозвучавшие в СМИ предположения о том, что посол Каспшик может посетить место падения сбитого вертолета и что в ходе этого визита армянской стороне удастся вывести членов экипажа вертолета из нейтральной зоны, пресс-служба минбороны Азербайджана, расценив эти сообщения как “провокацию”, разразилась опровержениями и угрозами, заявив, что, “если вражеская сторона в очередной раз осмелится совершить какую-либо военную операцию, немедленный удар, нанесенный азербайджанскими вооруженными силами, будет действенным и губительным, что приведет к большим потерям и разрушениям”.

Между тем, проведение мониторинга в любой другой точке арцахско-азербайджанской границы просто бессмысленно. Вероятно, посол Каспшик это понимает, но вряд ли он и его помощники сунутся под азербайджанские пули.

С другой стороны, если международное сообщество в  лице тройки стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ не предпримет никаких шагов по урезониванию зарвавшегося Азербайджана, оно позволит и без того страдающему чрезмерным самомнением Баку считать, что ему и в самом деле все дозволено. В т.ч. — реализация милитаристских угроз в адрес Арцаха и Армении. Мы уже привыкли к тому, что посредники, соблюдая паритет, в своих заявлениях никогда не называют истинного виновника того или иного инцидента на границе, даже при наличии человеческих жертв. Однако в случае со сбитым вертолетом они могли бы хотя бы потребовать от Азербайджана допустить к машине представителей соответствующих международных организаций, а также не препятствовать проведению независимого расследования инцидента. Если посредники и этот вопиющий случай оставят без должного внимания, то армянским сторонам не останется ничего другого, как переосмыслить и решительно изменить характер и содержание своих позиций в переговорном процессе.

Пока реакция международного сообщества на провокацию Баку с арцахским вертолетом больше походит на стремление удержать армянские стороны от ответного удара, можно даже сказать, на попытку оградить Азербайджан от наказания, от чего он, собственно, и наглеет. Возмущенная подобным отношением армянская общественность, напротив, требует сатисфакции. Армянское экспертное сообщество сходится в том, что ответ Степанакерта и Еревана должен быть асимметричным. В частности, директор Институа Кавказа Александр Искандарян убежден, что ответ армянских сторон должен быть и военным, и дипломатическим, “и не только это”. По его мнению,  чисто военная реакция на Азербайджан вообще не действует: “Проблем в живой силе они не испытывают, и структура государства такая, что Азербайджан по-серьезному о том, что происходит, не узнает. Для этого надо лезть в интернет, быть образованным человеком. А по ТВ они слышат, что какой-то солдат утонул, какому-то кирпич на голову упал, а другой от туберкулеза умер. Трупы они рассыпают. А труп солдата является политическим фактором, когда он не на столе в своем доме, и о нем знают только мать, отец и соседи, а когда он в телевизоре. А в телевизоре его нет. Поэтому повлиять по-серьезному военными акциями на азербайджанцев не получается”.

Чистого вида дипломатические акции тоже не воспринимаются как нечто серьезное. “Нужны асимметричные ответы”, — сказал Искандарян в эфире программы “Урвагиц”. К примеру, отметил он, можно было бы открыть степанакертский аэропорт: “Заявление Азербайджана о том, что они объявляют над всем Карабахом бесполетную зону, показывает, что они боятся открытия аэропорта. Технически аэропорт готов”.

Отвечая на вопрос, почему не открывают аэропорт, эксперт сказал: “Скажу вежливо — не знаю. А если не очень вежливо, — ну, нас просят. И просят не азербайджанцы. Просят другие. А т.к. те, кто просят, — достаточно влиятельные, то мы не открываем. У всех процессов есть какая-то теневая часть. И в этой теневой части стороны имеют возможность влиять на нас. Ну, Россия, Франция и США имеют возможность влиять”.

По его мнению, инцидент с вертолетом — хороший повод для открытия аэропорта, который “может быть открыт при каких-то форс-мажорных обстоятельствах”.

Другим ответным шагом, по словам Искандаряна, могло бы быть заключение договора между Арменией и НКР. Правда, какого именно, эксперт не уточнил.

В качестве третьего варианта он видит действия, аналогичные тем, что армянская сторона предприняла несколько месяцев назад на нахиджеванском направлении, “когда армянские военнослужащие заняли некоторые высоты, которые до этого были нейтральные, и азербайджанцы вынуждены были отойти”. “Т.е. надо делать что-то, что действительно является проблемой для азербайджанцев. А просто стрельбу они переживут. Заявления они тоже переживут. Нужны какие-то креативные асимметричные ответы. Может быть, то, что я сейчас говорю, не годится по причинам, которых я не знаю. Но ответы должны быть такого типа. К примеру, Израиль на такого рода атаки палестинцев реагирует почти всегда одним и тем же образом — он основывает новое еврейское поселение на тех территориях, которые евроями еще не освоены, которые пустуют или на которых живут арабы.  Что-нибудь такое. Потому что стрелять-то будут. Это приводит к некоторой эскалации, а потом успокаивается, потом опять возникает… Но боюсь, что так проблемы не решить”, — сказал А.Искандарян.

Объявление Азербайджаном воздушного пространства НКР бесполетной зоной, по мнению эксперта, отнюдь не означает, что при  любом полете они будут стрелять. “Не думаю, что они реально будут сбивать. Просто таким образом они говорят — не открывайте аэропорт. Они этого очень боятся. Почему? Ну, во-первых, они сами себя загнали в это, долго протестуя через третьи силы, чтобы на наших давили и т.д. Во-вторых, это действительно в значительной степени легализация Карабаха. Это т.н. политика мелких шагов. Любая дорога, любой аэропорт, любое открытое село, заселяемая, осваиваемая территория — это все то, что Азербайджан воспринимает чрезвычайно нервно, потому что это не заявление Минской группы, а то, что происходит в реальности”, — сказал А.Искандарян.

Статья опубликована 19 ноября, 2014 08:44

Гаянэ Мовсесян

Последние записи

Как найти грузоперевозчика в Армении

Поиск транспорта для перевозки грузов может затягиваться на неопределённое время. Вам предстоит искать партнёра, оценивать…

31 мая, 2023

Командующий 3-м армейским корпусом представил ситуацию на северо-восточном участке границы: она относительно стабильна

Командующий 3-м армейским корпусом ВС Армении Александр Цаканян представил оперативно-тактическую обстановку на северо-восточном участке армяно-азербайджанской…

31 мая, 2023

Демократия — основной бренд Армении: Никол Пашинян

Премьер-министр Армении Никол Пашинян подчеркивает, что демократия является основным брендом Армении. В своем выступлении на…

31 мая, 2023

США ожидают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана в Кишиневе будет конструктивной

США рассчитывают, что встреча лидеров Армении и Азербайджана, которая состоится 1 июня в Кишиневе, будет…

31 мая, 2023

Акоп СЕРОБЯН: «Пока мы удачно продвигаемся к цели»

Армянские гимнасты продолжают победное шествие на международной арене. Очередной успех зафиксирован на первом турнире серии…

30 мая, 2023

Секретарь Совбеза Армении провел встречу с советником федерального канцлера Австрии по внешнеполитическим вопросам

Секретарь Совета безопасности Армении Армен Григорян 30 мая провел встречу с советником федерального канцлера Австрии…

30 мая, 2023