Не “Оскаром” единым

Октябрь 29, 2016  |   Автор :   |   Культура

В театре “Долби” (Голливуд, Лос-Анджелес) 26 февраля 2017 года  состоится 89-я церемония вручения наград премии “Оскар” за заслуги в области кинематографа за 2016 год. Номинанты будут объявлены 24 января 2017 года. Отечественный кинематограф в этом году могли представить два фильма, однако  вмешательство ее величества политики создало вокруг одного из них неприятную ситуацию. Что касается второй картины, то, несмотря на ее успешный международный старт, на “Оскар” она вряд ли потянет. Но обо всем поподробнее.

На участие в 89-й Американской кинопремии “Оскар” Национальная киноакадемия Армении в этом году получила три заявки: были представлены фильмы “Последний житель” Дживана Аветисяна, “Местное время 28:94” режиссера Давида Сафаряна и “Землетрясение” режиссера Сарика Андреасяна. Члены армянской киноакадемии остановили свой выбор на последней картине, рассказывающей о страшном  Спитакском землетрясении 1988 года, унесшем жизни 25 000 человек и разрушившем половину республики. Однако Американская киноакадемия отказалась принимать заявку и не включила наш фильм в лонг-лист (длинный список) фильмов-номинантов на “Оскар”. Свой отказ или так называемую “дисквалификацию” она мотивировала тем, что в работе над фильмом было задействовано больше граждан России, чем Армении, то есть картина скорее российская, нежели армянская. В порядке церемонии вручения “Оскаров”, опубликованном на сайте академии указано, что страна-отправитель должна удостовериться в том, что креативный контроль над созданием кинофильма осуществлялся гражданами этой страны. То есть национальный оскаровский комитет должен доказать, что выдвинутый им фильм сделан в стране-отправителе заявки на “Оскар” (во избежание  выбора государством чужого фильма). При этом никаких определенных критериев, очерчивающих принадлежность фильма к конкретной стране, нет (процентное соотношение граждан, задействованных в картине, финансирование и т.д.). Все конфликты академия разрешает за закрытыми дверями.
На наш взгляд, мотивация, по которой наш фильм был отлучен от “Оскара”,  притянута за уши. Фильм “Землетрясение” выдвинули Министерство культуры Армении и армянский оскаровский совет, и соответственно, не могли не осуществлять творческий контроль. Более того, в прошлом году, в бытность свою министром культуры РА, Асмик Погосян побывала в Гюмри на съемочной площадке фильма, ознакомилась с ходом съемок, беседовала с актерами и т.д. Да, картина действительно совместная — она снята в копродукции России и Армении, при поддержке российского Фонда кино и Армянского Национального киноцентра (понимай — Министерства культуры РА). Но это общемировая практика, и сегодня вообще очень трудно найти серьезный игровой бюджетный фильм, снятый силами одной конкретной страны, так как кооперация нескольких стран значительно облегчает финансовые и прочие трудности, возникающие при создании такого дорогостоящего удовольствия, как кино. Кстати, нужно отметить, что Американская киноакадемия поступает так не первый раз: конфликты подобного рода имели место и в прошлые годы. В частности, аналогичная история произошла с фильмом россиянина Павла Чухрая “Водитель для Веры”: он выдвигался от Украины в 2004 году и тоже не был включен в лонг-лист по непонятным причинам. А вот представленный в прошлом году Эстонией  фильм “Мандарины”, снятый в Грузии, преимущественно грузинской группой (на русском, грузинском и эстонском языках), почему-то был допущен. Так что логику и критерии  отбора “оскароносного” комитета понять весьма сложно: видимо, у него свои любимые “авторы”. На наш же взгляд, столь пристальное внимание к “национальной” принадлежности нашего фильма объясняется чисто политическими мотивами. В свете последних событий, очень сильно обостривших и без того непростые российско-американские отношения, этот шаг американских академиков вполне укладывается в антироссийскую санкционную политику. А если принять во внимание и то, что в фильме показано советское прошлое, единение и поддержка народов СССР, в большинстве своем участвовавших в ликвидации последствий трагедии (русских, украинцев, грузин и др.), понятно, что честное представление  лучших и положительных качеств бывшей “Империи зла” априори не могло не затронуть тонкие душевные струны членов оскаровского комитета. Как бы то ни было,  армянская сторона категорически не согласна с решением и уже официально опротестовала вердикт и отправила документы, доказывающие некорректность отказа: в частности, письмо Национального киноцентра Армении (подведомственного Министерству культуры РА) о том, что организация контролировала весь съемочный процесс и сканы паспортов всех граждан Армении — членов съемочной группы, которых более чем достаточно. Так, генеральный продюсер картины Рубен Дишдишян имеет двойное гражданство — армянское и российское, продюсерами фильма являются его режиссер  Сарик Андреасян, Арам Мовсесян, Гевонд Андреасян, из четырех авторов сценария — двое армяне (Арсен Даниелян, Грант Барсегян), а музыку к фильму написал композитор и певец  Айко. Из 22 исполнителей главных ролей 16 — наши армянские актеры. Но это так, чистая математика… Что касается реальных шансов, то уже сейчас можно констатировать: “распределители “Оскара”, несмотря на протесты армянской стороны, не поменяют своего решения, и наша картина, хоть и вызвавшая определенное сотрясение в киношных кругах, тем не менее, не попадет в число номинантов.

Что касается другого, выдвинутого на “Оскар” фильма, то это игровая короткометражка молодого армянского режиссера Эвелины Барсегян “Бравист”. На американскую кинопремию ее представил  Манхэттенский фестиваль короткометражного кино (Manhattan Short). В ближайшее время американская киноакадемия обнародует лонг-лист фильмов, из которых впоследствии будет сформирован шорт-лист (короткий лист), и “Бравист” может побороться за “Оскар” в номинации “Лучший игровой короткометражный фильм”.

Ранее стало известно, что третья короткометражка Э.Барсегян “Бравист” прошла в финал Manhattan Short 2016. Актер “Брависта” Игорь Сергеев был также номинирован как “Лучший исполнитель главной роли”. В рамках фестиваля с 23 сентября по 2 октября 2016 года фильм был показан в 250 городах мира. По итогам голосования “Бравист” занял первое место по России. В Manhattan Short “Бравист” был заявлен от России, он стал вторым российским фильмом, попавшим в финал Манхэттенского фестиваля за 19 лет. “Теперь точно могу сказать, что это успех для всей команды “Брависта”. Благодаря Manhattan Short фильм увидели зрители из Америки, Швейцарии, Великобритании, Австралии, Франции и т.д, теперь мы получили возможность номинироваться на “Оскар”. Редкий короткометражный фильм имеет такой прокат, такое внимание среди мирового жюри”, — сказала Эвелина Барсегян в беседе с PanARMENIAN.Net.

“Бравист” — история о любви и цинизме. У героя фильма Андрея интересная “профессия”: он работает на разогреве публики — каждый вечер надевает смокинг и кричит “браво” в театрах за деньги. Он циничен и  уверен, что все вокруг врут, пока не встречает самую искреннюю девушку в зале. Главные роли исполнили известные петербургские актеры Игорь Сергеев (“Исход”, “Чужой”) и Карина Разумовская (сериал “Мажор”, “Все не случайно”) — актриса театра БДТ, недавно удостоившаяся двух премий “Золотая маска”.

Армянская премьера “Брависта” состоялась в июле 2016 года на Международном кинофестивале “Золотой абрикос”. Фильм был включен в основную программу, а ранее — во внеконкурсную программу 69-го Каннского фестиваля, где одновременно представлял две страны — Армению и Россию. Телеканал Eurochannel, имеющий, кстати, более 25 миллионов зрителей в 25 странах, отобрал “Брависта” для международного показа.

Подытожив, хотим отметить, что особых иллюзий насчет “оскароносного” будущего и этой картины у нас нет. Очень хотелось бы ошибиться, но при всей оригинальности темы и подачи киноматериала положительный вердикт американских киноакадемиков маловероятен. Вдруг они “вспомнят”, что картина в свое время представляла Россию? Очень плохой “пункт в биографии” для фильма, претендующего на американскую кинопремию…

Хочется попросить наших кинодеятелей не расстраиваться, подойти к вопросу философски, ибо не “Оскаром” единым жив режиссер. Взять хотя бы американского музыканта Боба Дилана, получившего недавно Нобелевскую премию по литературе за 2016 год: артист на связь с Нобелевским комитетом не выходит и никак не комментирует свою награду. Одним словом, игнорирует оказанную ему высокую честь, чем очень злит вручителей…


facebook twitter gplus linkedin