Эликсир бессмертия Саркиса Арутчяна

25 сентября, 2015  |   Автор :   |   Культура

Сегодня одному из видных сценографов Армении, Народному художнику Армянской ССР Саркису Арутчяну исполнилось бы 95 лет.
Часто приходится слышать, что профессия сценографа дело неблагодарное. В театре зрители, в первую очередь, оценивают мастерство режиссера, игру актеров и костюмы, и реже — декорации. Однако, именно благодаря последним, равно как и таланту сценографа, создается пространственно-временное измерение в спектакле, а действие на сцене становится более реальным. Поиск в каждом конкретном спектакле изобразительного языка, присущего только данной постановке, способного раскрыть идею и тему с наибольшей полнотой и с наибольшей силой воздействия на зал, выбор ключевого приема в зависимости от четко поставленной перед самим собой эстетической, смысловой задачи -дело, согласитесь, не простое. В этом смысле работа сценографа сродни режиссерской: он моделирует среду, которая наилучшим образом будет созвучна замыслу постановщика, не только способствует развитию действия, но и определяет концепцию, главную мысль спектакля. При этом ее можно назвать неблагодарной, ибо в отличие от произведений живописца или графика, искусство сценографа эфемерно и недолговечно. Однако в случае Саркиса Арутчяна эта модель не работает…
Саркиса Тиграновича не стало в 2000 году, но и по сей день его творчество продолжает восхищать посетителей Национальной картинной галереи Армении и ряда других отечественных музеев, а также московского Театрального музея им. Бахрушина, Музея музыкальной культуры им. Глинки, Художественного музея г.Донецка, Литературно-мемориального музея им. Ф.Достоевского (Семипалатинск), музея ордена мхитаристов (остров сан Лазар, Венеция) и т.д.
Его картины также хранятся в частных собраниях США, Франции, Канады, Италии, Ливана, России, Армении.
Саркис Тигранович Арутчян родился 25 сентября 1920 года в Ростове-на Дону. Еще в годы учебы в Ереванском художественном училище он стал оформлять спектакли в нашем Кукольном театре, а по окончании училища вступил в ряды Красной Армии и ушел на фронт в 1941 году. Вернувшись с войны, Саркис Арутчян становится главным художником ереванского ТЮЗа, участвует в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках. В 1950 году с отличием оканчивает Ереванский художественный институт и уже через год становится главным художником Государственного академического театра им. Сундукяна, проработав здесь 20 лет. В эти годы Саркис Тигранович также совершает творческие поездки за рубеж — в США, Ливан, Сирию, Италию. Последняя страна стала особым источником вдохновения: созданный им цикл работ “Путешествие по Италии” экспонировался на персональных выставках в Армении, Дилижане и Москве. В 1966 году его оформление спектакля “Ромео, Джульетта и тьма” Яна Отченашека, представленного на фестивале чехословацких пьес, удостаивается Почетной грамоты Министерства культуры СССР и Всероссийского театрального общества. Через год Арутчян получает еще одну ценную награду — диплом Министерства культуры СССР за успешное участие на международной выставке в Сан-Паулу (IX Биеннале). Шесть лет (1971-1977гг.) художник преподает на факультете эстетики Ереванского государственного педагогического института им. Х.Абовяна, а в 1980-м — в Ереванском театрально-художественном институте. С 1973 по 1985 гг. Арутчян работает в качестве главного художника Государственного академического театра оперы и балета им. А.Спендиарова. В театрах страны Арутчян работал свыше полувека, и трудно найти сцену, которую не оформлял этот уникальный художник. Им было оформлено огромное количество спектаклей: “Салемские ведьмы” А.Малера, “Еще одна жертва” Г.Сундукяна, “Вишневый сад” Чехова, оперные постановки “Пиковая дама”, “Норма”, балет “Лейла и Меджнун”. За оформление спектакля “Солдатская вдова” А.Анкилова (постановка Александра Григоряна), ставшим вехой в армянском театральном искусстве советского периода, Арутчян был удостоен Госпремии Арм.ССР. Еще два нашумевших спектакля — “Боги и люди” П.Зейтунцяна и “Средство Макропулоса” по пьесе К.Чапека: за первый спектакль в 1982 году художник удостоился звания лауреата и диплома первой степени на Московском областном фестивале искусств “Золотая осень-82”, а оформление второго в 1983 году принесло ему диплом Министерства культуры СССР и Всероссийского театрального общества. Саркис Арутчян поднял армянское театрально-декорационное искусство на качественно новый уровень: не утрачивая своих индивидуальных качеств, он удивительно гармонично переключался из одной жанровой сферы в прямо противоположную, из одного исторического периода в другой, творя с режиссерами самого разного склада, умудряясь при этом оставаться самим собой. Глядя на его эскизы к “Салемским ведьмам”, по коже невольно пробегают мурашки: острые углы декораций, винтовая лестница, вздымающиеся вверх кресты и падающие сверху три луча света создают немного сюрреалистическую, и вместе с тем достоверную атмосферу места казни. А вот декорации к спектаклю “Ошин Пайл” по Л.Шанту поражают своей архитектурной формой и красотой, и как бы не оставляя зрителю сомнения в том, что именно так должен был выглядеть замок Киликийского царя. Сценография Арутчяна — оригинальное прочтение авторского текста глазами большого художника: создается ощущение, что он анализирует и разбирает пьесу не на искусствоведческом, а на ассоциативном уровне. И в процессе такого анализа возникают, формируются зрительные образы, которые художнику удавалось мастерски воплощать на сцене. Всего С.Арутчян оформил 247 спектаклей, фильмов, государственных юбилейных концертов — таким послужным списком мало кто может похвастаться…
Один из самых ярко оформленных спектаклей Арутчяна — “Средство Макропулоса” по Чапеку, повествует об эликсире долголетия, придуманном много лет назад отцом главной героини, который для персонажей спектакля становится проверкой их человеческого достоинства. Однако оказывается, что бессмертие не так уж и привлекательно, и никто из героев спектакля не решается выпить эликсир. Уверена, этого бы не сделал и Саркис Арутчян — у него был свой, более долговечный эликсир: его картины, эскизы, огромное количество оформленных спектаклей, доброе имя и заслуги в армянском изобразительном и театральном искусстве, которые мы должны не предавать забвению.


facebook twitter gplus linkedin