Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган провели в понедельник в Сочи переговоры по широкому кругу вопросов, касающихся российско-турецких отношений и ситуации в Сирии. На пресс-конференции по итогам переговоров Владимир Путин сообщил, что стороны обсудили меры по ликвидации остающихся ограничений на поставки ряда товаров.
Глава РФ констатировал практически полное восстановление экономических отношений между двумя странами, что, по его словам, подтверждается растущими показателями товарооборота — за десять месяцев текущего года рост составил 36%.
Однако на восстановление безвизового режима, на что очень рассчитывал Эрдоган и работающие в России турецкие предприниматели, туркам пока рассчитывать не приходится. Визовый вопрос на переговорах в Сочи поднимался, озабоченности Анкары были услышаны и, как сообщил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, “над ними продолжается работа”.
Значительная часть переговоров, по словам президентов, была посвящена сотрудничеству в области энергетики. По итогам встречи Росатом, наконец, получил “добро” на практическую стадию строительства атомной электростанции Аккую. Работы начнутся до конца 2017 года, и Эрдоган публично пригласил Путина посетить церемонию заливки первого кубометра бетона.
В вопросе перспективы начала строительства газопровода “Турецкий поток” на территории Турции Эрдоган был гораздо более сдержан. “Мы узнали, что российская часть уже завершена. Относительно турецкой части мы пристально следим за этим проектом”, — сказал он.
По вопросу Сирии Эрдогану тоже не удалось развернуться. Владимир Путин заявил о необходимости наращивать усилия по долгосрочной стабилизации в Сирии. “На фоне достигнутых успехов в борьбе с террористами мы с господином президентом солидарны в том, что необходимо наращивать усилия по обеспечению долгосрочной нормализации в этой стране, прежде всего — по продвижению процесса политического урегулирования, содействию сирийцам в постконфликтном восстановлении”, — отметил президент РФ.
По его словам, работа России, Турции и Ирана, как стран-гарантов астанинского процесса, по урегулированию ситуации в Сирии продолжает приносить результат.
“Хотел бы с удовлетворением отметить, что наша совместная с Турцией и Ираном работа, как стран-гарантов астанинского процесса, продолжает приносить конкретный результат”, — сообщил Путин, передает РИА Новости.
Он также рассказал, что проинформировал Эрдогана о совместном заявлении России и США по Сирии. “Я проинформировал господина президента, что на саммите АТЭС в Дананге мы с президентом Соединенных Штатов (выпустили) совместное заявление, в котором отразили основные подходы к ситуации в Сирии”, — заключил он.
Напомним, что в минувшую субботу президенты РФ и США Владимир Путин и Дональд Трамп одобрили совместное заявление по Сирии в кулуарах на полях саммита АТЭС. Согласно документу, Путин и Трамп, в частности, подтвердили, что Москва и Вашингтон продолжат совместные усилия по борьбе с террористической группировкой “Исламское государство” вплоть до ее полного разгрома. Лидеры обеих стран согласились, что конфликт в Сирии не имеет военного решения, и подтвердили, что окончательное политическое урегулирование в арабской республике нужно найти в рамках Женевского процесса. Одновременно Путин и Трамп подтвердили приверженность суверенитету и целостности Сирии, призвав стороны конфликта к участию в политическом процессе.
Президент Турции, который еще находясь в пути в Сочи озвучил журналистам свою сокровенную мечту, заявив, что коли конфликт в Сирии не имеет военного решения, то пусть российские и американские войска покинут территорию Сирии и тогда, мол, никаких проблем с организацией политического процесса не будет, после разговора с Путиным вел себя значительно скромнее. “Астанинские встречи и создание зон деэскалации внесли определенный вклад в снижение насилия в регионе. Мы пришли к согласию, что на данный момент появилась почва, когда мы можем сосредоточиться на политическом разрешении вопроса”, — сказал Эрдоган, отметив, что в Анкаре “придают особое значение совместному заявлению господина Путина и господина Трампа во Вьетнаме”.
Тем не менее, осталось неясным, удалось ли Эрдогану добиться согласия Путина на планируемую Анкарой операцию в сирийском Африне, который находится под контролем курдских ополченцев, а также отказа Москвы от приглашения курдского “Демократического союза” на так называемый Сирийский национальный конгресс, который Россия планирует собрать в ближайшее время для переговоров о будущем Сирии. Ожидается, что участие в Конгрессе примут представители как сторонников сирийской власти, так и оппозиции, среди которой будут и члены Рабочей партии Курдистана, которую в Турции расценивают как “террористическую организацию”. И Эрдоган, заявлявший многократно, что для него нет разницы между турецкими и сирийскими курдами, выступает решительно против.
Как отмечают российские СМИ, слово “курды” на пресс-конференции ни разу не прозвучало. Любопытно, что журналистам не дали возможности задать хотя бы пару вопросов. А именно этот вопрос собирались провентилировать турецкие журналисты, в кулуарах признавшиеся российским коллегам, что именно с этой проблемой связан визит турецкого президента в Сочи. Как отмечают турецкие эксперты, цель Анкары далеко не джихадисты, а сдерживание сил сирийских курдов в Африне.
Но Путин на эту тему решил не распространяться, а Эрдоган, видимо, вынужденно, не решился перечить. Пресс-секретарь же президента РФ Дмитрий Песков на вопрос о том, говорили ли лидеры России и Турции о призыве главы Турции к России и США вывести войска из Сирии, сказал, что в ходе контактов на высшем уровне поднимались более сложные темы, а подробности не подлежат разглашению. “Были гораздо более сложные переговоры, которые, естественно, не подлежат раскрытию”, — сказал Песков журналистам.
Из этих слов пресс-секретаря президента РФ азербайджанские СМИ сделали вывод о том, что Путин и Эрдоган, ни словом не заикнувшиеся об Арцахе на пресс-конференции, “обсудили проблему Карабаха тайно”. Основанием для столь умопомрачительного вывода стали не только слова Пескова, ответившего на вполне конкретный и не имеющий никакого отношения к Арцаху вопрос, но и тот факт, что Эрдоган дважды пообещал поднять тему Арцаха на встрече с Путиным. Видимо, в Баку решили, что Анкара сблизилась с Москвой до той степени, что Эрдоган может оказывать решающее влияние на Путина. Возможно, и Эрдоган свято уверовал в свои гипнотические способности. Однако Москва, как и Вашингтон с Брюсселем, не лыком шиты, в чем Анкара неоднократно имела возможность убедиться.
Так или иначе, а в Баку убеждены, что вопрос Арцаха обсуждался, и “остается лишь ждать, пока какая-либо сторона не прольет свет на детали этих переговоров”.
Подождем и мы…