Начавшийся 27 ноября в США судебный процесс по делу торговца золотом Резы Зарраба, подданного Ирана и Турции, послужил поводом для нового витка напряженности и без того не в безоблачных отношениях между Анкарой и Вашингтоном.
Зарраб был арестован в США в марте 2016г. по обвинению в организации незаконных финансовых операций, которые позволяли Ирану обходить американские санкции в 2010 -2015гг. Обвинение предъявлено также экс-министру экономики Турции Мехмету Заферу Чаглаяну, бывшему председателю госбанка Halkbank Сулейману Аслану и еще двум турецким госслужащим. Всем четверым инкриминируется вступление в сговор и использование финансовой системы США для осуществления сделок на сотни миллионов долларов в пользу иранского правительства и предприятий, подпавших под американские санкции.
Расследование дела с участием Зарраба может вскрыть подробности коррупционной деятельности окружения Эрдогана. Кстати, в 2013г. Реза Зарраб арестовывался турецкими властями по подозрению в подкупе Чаглаяна и Аслана. Но тогда Зарраб добился освобождения, как предполагается, благодаря своим связям в правящих кругах. Зарраб сумел избежать обвинений в деле по золоту, все ограничилось обвинениями во взятках, связанных со строительным бизнесом, и избежать наказания. Всего через год после ареста прокуратура Стамбула закрыла дело, а Эрдоган, тогда еще премьер-министр Турции, расценил расследование как “заговор, инспирированный за границей”. Несмотря на веские доказательства против политиков, министров и связанных с ними предпринимателей, Эрдоган, объявив о заговоре с целью дискредитации его партии и руководства страны, обрушил карательные меры на самих правоохранителей. Сотни полицейских и прокуроров были уволены или отстранены от ведения антикоррупционных расследований, перестроена структура правоохранительных органов, порядок их деятельности и информирования руководства о запланированных операциях в отношении власть предержащих. Кроме того, произошло несколько сомнительных самоубийств следователей, проводивших расследования в отношении высшего руководства. Но даже эти меры не помогли удержаться у власти фигурантам дела. В течение короткого времени из правительства ушли 10 министров, включая вице-премьера, министров юстиции, внутренних дел, экономики и министра по взаимоотношениям с ЕС.
Ныне Заррабу светит 75 лет лишения свободы. После ареста его адвокаты предлагали $50 млн в качестве залога, но суд отказал. Тогдашний прокурор Прии Бхарара заявил, что Зарраб может сбежать в Турцию при первой возможности. По сообщениям СМИ, увольнения Бхарара с поста прокурора добивался сам Эрдоган. И когда президент Трамп отправил его в отставку вместе с 45 другими прокурорами, в Анкаре эту новость восприняли с ликованием. А на днях в Турции против Бхарары начали следствие о его связях с проживающим в США исламским проповедником Фетуллахом Гюленом, которого Анкара обвиняет в попытке организации госпереворота в 2016г. и пытается добиться его выдачи Соединенными Штатами.
В американском суде Зарраб признал свою вину, подробно рассказав, как он пытался подкупить Зафера Чаглаяна и заплатил ему около $60 млн в обмен на помощь в организации схемы для перевода денежных средств в Иран. Согласно заявлению об освобождении Зарраба под залог, с 2013 по 2016 годы бизнесмен пожертвовал несколько миллионов долларов благотворительной организации Togem-Der, созданной женой Эрдогана Эмине. Согласие Зарраба сотрудничать со следствием и откровения в суде позволили ему получить статус свидетеля, причем ключевого. Но от него ждут более интересных разоблачений.
На “дело Зарраба” крайне болезненно реагирует Анкара, точнее, Эрдоган. Телефонные записи, представленные суду американской прокуратурой, свидетельствуют в пользу версии, что у Зарраба и турецкого лидера сложились теплые, почти родственные отношения. Так, в одном из неформальных разговоров, который произошел в 2013г. с тогда еще премьером Эрдоганом, Зарраб просит его помочь с одним банком, через который можно проводить транзакции с Ираном. Американские обвинители также относят к коррупционным схемам те пожертвования, которые “золотой” магнат отправлял на счета благотворительных фондов, связанных с родственниками Эрдогана, включая его сына и супругу.
О том, что “дело Зарраба” является сверхчувствительным для турецких властей, говорит и тот факт, что начавшееся в 2016г. разбирательство стало главной темой контактов между Анкарой и Вашингтоном. По данным “Независимой газеты”, приоритет этого вопроса на переговорах уже стал выше, чем у курдского досье или статуса проповедника Гюлена. Более того, следствие предполагает, что турецкое руководство в декабре 2016г. обращалось к Майклу Флинну, который занимал тогда пост советника по национальной безопасности президента США, пообещав ему около $15 млн в обмен на то, что он организует освобождение Зарраба. В связи с этим, как отмечают в американской прессе, “золотой” магнат стал объектом внимания спецпрокурора Роберта Мюллера, который изучает деятельность Флинна в рамках расследования о “российском вмешательстве” в выборы 2016г. Анкара, кстати, неоднократно требовала экстрадиции Зарраба, опасаясь, что Зарраб может поделиться с американскими следователями информацией, которая сделает уязвимой Эрдогана.
Неудивительно, что президент Турции в буквальном смысле слова истерит, то и дело озвучивая обвинения в адрес Вашингтона. “США пытаются наказать, осудить и дискредитировать нас, потому что мы не следуем их сценариям, которые очевидны и реализуются с помощью соавторов в нашей стране. Они делают это с FETÖ (организацией оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена — ред.). Но они должны знать, что не смогут обмануть нас”, — заявил Эрдоган, выступая перед активистами правящей Партии справедливости и развития в городе Агры, передает РИА Новости со ссылкой на телеканал NTV. Он также обвинил Вашингтон в поддержке запрещенной в Турции Рабочей партии Курдистана: “Частью этого сценария являются суды против граждан Турции в США… Этот поток нападок, лжи и клеветы в наш адрес — часть единого сценария, нацеленного на то, чтобы поставить страну на колени и внести раскол в наше общество. Все эти попытки закончатся провалом”.
Анкара пытается увязать “дело Зарраба” с “ненавистным” Гюленом. “Это политический заговор по отношению к Турции, политическое дело. Руками FETÖ (организации Гюлена) они не смогли сделать это в Турции, сейчас пытаются провести противозаконные действия в поле юстиции США. Не имея документов на руках, они ведут дело, будто у них эти документы есть. Они пытаются оклеветать Турцию, все их доказательства не имеют отношения к юстиции”, — сказал вице-премьер ТР Бекир Боздаг. Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу, в свою очередь, пригрозил “предъявлением счета” сторонникам Гюлена, которые, по его словам, проникли в конгресс США, американскую судебную систему и дипломатические миссии.
Однако, как пишет журнал Foreign Affairs в статье “Турция превращается в мафиозное государство?”, громкий случай Зарраба является лишь одним из примеров более масштабной тенденции в Турции: возрождения организованной преступности.
Согласно изданию, за последние 10 лет произошло резкое расширение масштабов незаконной торговли и контрабанды по всей стране. Этот всплеск связан с началом гражданской войны в Сирии и ухудшением ситуации в Ираке с возникновением ИГ. В 2009 году главный антинаркотический орган страны — Департамент по борьбе с контрабандой зафиксировал 800 случаев, связанных с незаконной торговлей нефтью, однако к 2014 году общее число таких операций выросло почти до 5000. В 2014 году более 8 000 человек были взяты под стражу по обвинению в контрабанде героина, что в два раза больше, чем в 2009 году и в пять раз больше, по сравнению с 2001 годом. Кемаль Кылычдароглу, лидер турецкой оппозиционной Народно-республиканской партии, обнародовал документы, которые, как он утверждает, свидетельствуют о многомиллионных суммах, переведенных от имени турецкого президента Эрдогана и членов его семьи в офшоры.
Можно заключить, что в условиях сложной геополитической обстановки, в частности, на Ближнем Востоке США, явно недовольные шантажными демаршами Турции, нашли рычаг воздействия на жадного, амбициозного и самонадеянного Эрдогана. Тем интереснее будет наблюдать за развитием этой криминально-геополитической истории…