Вопрос сохранения культурного наследия, в особенности архитектурного, в нашей стране стоит довольно остро уже давно. В плане охраны и реконструкции памятников архитектуры Министерством культуры ведется планомерная работа, в том числе и в свете развития сферы туризма, как одного из приоритетов государственной политики. Не секрет, что иностранцы, приезжающие в Армению, в основном отдают предпочтение историческим маршрутам.
С учетом этого, особое внимание уделяется историческим памятникам, находящимся на пути этих маршрутов: они должны выглядеть достойно, с благоустроенной и чистой окружающей территорией, необходимыми инфраструктурами и т.д. При этом нельзя не отметить и не всегда добросовестное отношение структур и организаций, осуществляющих восстановление памятников, что не раз становилось предметом бурных обсуждений в прессе, профессиональном сообществе и соцсетях. С другой стороны, следует внести разъяснение относительно “задержек” реставрации, что имеет и свои объективные причины. Восстановление любого памятника дело не одного дня и месяца: здесь требуются серьезные исследования (в том числе и археологические) высококвалифицированных специалистов, не говоря уже об учете технических проблем, составлении плана их преодоления, всевозможных расчетов, объявлении тендера для реализации проекта по восстановлению и т.д. Одним словом, процесс это долгий, а потому, учитывая повышенный интерес к данной теме, министр культуры РА Армен Амирян пообещал обеспечить общественный контроль за процессом реконструкции армянского архитектурного наследия.
Первый шаг на пути к этому был сделан 11 ноября, когда министр культуры РА Амирян с рядом ответственных лиц министерства и группой журналистов отправился с “инспекцией” в Лорийскую область — на строительные площадки монастырских комплексов Санаин и Кобайр. Напомним, что программа по восстановлению монастырского комплекса Санаин стартовала в 2012 году. Уникальный памятник, включенный в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО с 1999 года, нуждался в серьезной реконструкции. Под угрозой уничтожения находились некоторые его сооружения, а на куполе монастырской церкви Сурб Аствацацин даже проросли деревья, постепенно разрушая конструкцию монастыря. В Санаине объемом работ на 2017 год предусмотрена замена старых облицовочных плит на новые центрального фронтона в восточной части церкви Аменапркич X века.
Архитектор Грант Овсепян отметил, что, согласно проекту, было сделано все возможное, дабы сохранить старые плиты с ценным орнаментом. В свою очередь, представители строительной организации заверили “инспекторов”, что при наличии благоприятных погодных условий все запланированные на этот год работы по укреплению и реставрации будут завершены в течение ближайших десяти дней. А вот как решится вопрос с бурной растительностью Санаина и других памятников дождливого Лори, пока трудно ответить. Группа “общественного контроля”, возглавляемая министром, увидела пышную проросшую зелень даже между плитами уже отреставрированных в последние годы куполов и стен строений Санаина.
“Если приложить немного усилий и время от времени убирать только проросшие маленькие растения, они не превратятся в громадные кустарники, повреждающие памятник”, — сделал замечание министр культуры. В поисках решения Армен Амирян побеседовал с местной молодежью, гуляющей на территории памятника. С ними была достигнута договоренность: ребята создадут группу волонтеров, которая будет регулярно заниматься очисткой памятника от неубиваемой растительности. Начать работы они собираются весной, после уточнения некоторых подробностей работы с Министерством культуры.
В свою очередь, замминистра культуры Арев Самуэлян пояснила журналистам, что решение такого рода вопросов (согласно Закону РА “Об охране памятников”) возложено на пользователя памятника и органы местного самоуправления. В числе полномочий последних находится и контроль за незаконными погребениями в охраняемой зоне памятников, с чем недавно пришлось столкнуться и в Санаине (было возбуждено уголовное дело). А вот что делать с вандалами, своими полетами мысли письменно “украшающими” стены храма, не совсем понятно. Сторожа с берданкой приставить? Лучше, конечно же, штрафовать, и на весьма солидную сумму, но тут опять встает вопрос контроля за территорией памятника и разработки механизмов его осуществления. А вообще, для нации, первой принявшей христианство в качестве государственной религии, такое отношение к святыням оскорбительно-обидно… И возникают вопросы: “Как, зачем и почему?” Так что многое еще нужно сделать и в плане образования подрастающего поколения, его культурного просвещения и воспитания уважения к историческим ценностям…
Строительные работы на 2017 год в другом монастырском комплексе — Кобайр включают в себя восстановление восточного крыла трапезной: эта работа завершится 30 ноября. По словам Арев Самуэлян, с 2006 года по сей день в Кобайре проведена грандиозная работа, в том числе, восстановлена значительная часть церкви Майрамашен, при участии итальянских специалистов укреплены ценные фрески в строении, прилегающем к этой церкви, практически восстановлена кладбищенская колокольня. Также итальянские специалисты проводили мастер-классы для прорабов и по теме “Проектирование в сфере инженерной реконструкции” в Политехе. Отметим, что монастырь Кобайр восстанавливается в рамках международного проекта — армяно-итальянской образовательной программы “Содействие местным учреждениям в сфере восстановления и сохранения культурных ценностей”, реализуемой МИД Италии и нашим культурным ведомством.
“К сожалению, должен отметить, что по обоим памятникам у нас есть отставание в сроках завершения строительных работ. С точки зрения качества же работы, в Кобайре кажется картина намного лучше”, — сказал в беседе с журналистами А.Амирян. Исходя из первого (в должности министра), а также с учетом опыта прошлых лет, Амирян пришел к выводу, что в будущем году тендер на проведение строительных работ следует объявлять значительно раньше. Так удастся избежать опозданий и максимально эффективно использовать благоприятный погодный период.
Все необходимые распоряжения по этому вопросу соответствующим структурам были даны еще три дня назад, до поездки. Распоряжения касаются не только более раннего объявления тендера: министр однозначно дал понять, что требует также прозрачности проведения конкурса и серьезного контроля на протяжении всего хода восстановительных работ. “То, что мы увидели в этом году, никак не могу назвать удовлетворительным. В 2018 году мы обязаны зафиксировать более положительные показатели”, — подытожил министр, добавив, что для полноты картины планируется еще один визит с журналистами — 19 ноября, на этот раз в Гошаванк.