На недавнем командном чемпионате Европы по шахматам женская сборная Армении заметно улучшила свои позиции, по сравнению с результатами аналогичного первенства двухлетней давности. При этом армянки лишь немного не дотянули до призовых мест. Выступления нашей команды мы проанализировали с главным тренером сборной, гроссмейстером Артуром Чибухчяном, который представил некоторые интересные подробности и отметил, что в команде назрели изменения.
— Прежде всего, хотелось бы узнать вашу оценку выступления сборной.
— Думаю, итоговый результат можно считать средним, учитывая, что наша команда, имея 11 рейтинг перед стартом, поделила 6-9 места. Это важное обстоятельство, которое у нас почему-то осталось незамеченным. Да, по дополнительным показателям сборная Армении заняла 9 место, однако есть одно “но”. Дело в том, что если бы эти показатели считали по системе Бухгольца, то мы были бы шестыми. Но за основу взяли непонятную систему, в которой многие толком и не разбираются. Поcему мы оказались последней из четырех команд, имеющих аналогичный результат, хотя должны были котироваться выше них. Так что итоговый результат нашей сборной даже выше среднего, но мы, естественно, рассчитывали на большее.
— А насколько объективными были такие ожидания?
— Откровенно говоря, уже на старте стало ясно, что мы не готовы составить конкуренцию главным фаворитам. Но сложилось так, что наша команда встретилась почти со всеми сильнейшими сборными, проиграв лишь чемпиону и двум призерам. Остальных соперниц мы победили в тяжелой борьбе и сыграли вничью только с румынками, поделившими 4-5 места. Это лучший результат в поединках с командами, так сказать, второго эшелона. А в 8 туре у нас даже появилась возможность зацепиться за призовое место. Там сложный расклад, но суть такова: мы победили Чехию, и если бы сборная Румынии реализовала свое преимущество над итальянками (матч в итоге завершился со счетом 2:2 — Г. Н.), а украинки сыграли вничью с испанками, то в последнем туре со сборной России сыграли бы не мы, а румынки. Мы же, скорее всего, встретились бы с польками, для которых традиционно являемся неудобным соперником. Успех позволил бы нашей сборной поделить 2-3 места. Так что, шанс был, но обстоятельства сложились не в нашу пользу, и к заключительному туру мы подошли не в лучшем расположении духа из-за коэффициентов. Обидно было осознавать, что при действующей системе подсчета дополнительных показателей, даже победив российскую сборную, мы оставались за чертой призеров, пропустив вперед украинок. Вот такая ситуация была на финише. А в целом, наши шахматистки выложились по максимуму.
— То есть у вас нет особых претензий к ним по качеству сыгранных партий?
— Знаете, все это относительно. В командных соревнованиях случается, что один из игроков вынужден 4 матча подряд играть черными, а другой наоборот — белыми фигурами. Понятно, что и результаты их будут разительно отличаться. Но, и спрос с них будет разный. Поэтому, речь не может идти о претензиях. Другое дело, что в нашей сборной только одной шахматистке удалось добиться результата “+2”, а этого недостаточно, чтобы претендовать на очень высокие места. Почему так вышло? Потому что все девушки имели среднюю подготовку и не набрали лучшую форму. В противном случае, результат был бы совершенно иной. Ну, а самым обидным, конечно же, было поражение от сборной России. Ход встречи получился таким, что уже стоял вопрос о том, с каким счетом мы победим соперниц. Через 2,5 часа после начала матча наши девушки имели явное преимущество на всех четырех досках. На моей памяти, армянская сборная никогда так долго не сохраняла преимущество ни над одним соперником.
— Что же произошло дальше и почему возглавляемая вами команда, имея подавляющее преимущество, проиграла?
— Женские шахматы довольно эмоциональны, и порой ошибка одного из игроков провоцирует цепную реакцию. Одна из наших шахматисток допустила невероятный промах и невзначай запустила реакцию развала.
— Сборная Армении, как по заказу, проиграла всем троим призерам. В поединках с Грузией и Украиной наши тоже психологически дрогнули или есть и другие причины поражений?
— Неудачи в этих матчах обусловлены разными факторами. Сборные России, Грузии и Украины традиционно сильны, а наша команда была одной из самых возрастных на этом чемпионате. А с возрастом становится труднее выдерживать напряжение, быстро восстанавливать силы и т. д. Немаловажен и фактор удачи.
— Можно ли сказать, что в сборной назревает смена поколений?
— Она назрела несколько лет назад. Этот чемпионат показал, что лидеры команды — Элина Даниелян и Лилит Мкртчян, обычно выделяющиеся высокими результатами, не всегда могут играть стабильно хорошо. Они подвержены игровым спадам и могут выдать также партии среднего уровня. На остальных досках тоже не все гладко, хотя Лилит Галоян на сей раз добилась хорошего результата. Отрадно, что удачно вписалась в команду действующая чемпионка Армении Мария Геворгян. На подходе у нас еще несколько перспективных шахматисток, но им нужно время, чтобы подрасти и набраться опыта. В любом случае, время оставляет свой след на игре наших нынешних лидеров, и смена поколений становится неизбежной.
— То есть уже на следующем командном турнире мы можем увидеть другой состав?
— Следующим будет Всемирная шахматная олимпиада в Батуми, которая состоится в 2018 году. Я не уверен, что это самый подходящий турнир для внесения в команду кардинальных изменений. К тому же, ситуация не такая, что новое поколение готово сходу стать достойной заменой старшим товарищам. Они должны доказать право играть в национальной сборной, а для этого нужно время. Мы обсудили этот вопрос в федерации шахмат Армении и решили пока воздержаться от резких шагов. Мы запланировали постепенно подвести к национальной команде четырех наиболее перспективных шахматисток — организовать для них сборы, пару контрольных матчей, чтобы они почувствовали особенности командных соревнований. На юношеском чемпионате Европы Сона Асатрян, Анна Саргсян, Сирануш Гукасян и Мария Аветисян доказали, что имеют довольно хороший потенциал. У нас подрастает неплохое поколение, просто, по сравнению с другими странами, таких ребят в Армении немного. То есть мы имеем ограниченный выбор. Очевидно, что нужно предпринять шаги для увеличения числа хороших шахматисток, но тут возникают другие вопросы, о которых я сейчас не готов говорить.
— Это обусловлено финансовыми возможностями?
— Вовсе нет. Я имел в виду процесс организации смены поколений в сборной. Он должен быть безболезненным, плавным, как в свое время произошло в мужской сборной Армении. Но самое главное — вычислить точный момент для ее проведения. Думаю, через пару лет в нашей женской сборной появятся новые игроки, поскольку это неизбежно.