Начало качественно нового этапа отношений Республики Армения и Республики Арцах провозгласил вчера премьер-министр Никол Пашинян, выступая в Степанакерте на совместном заседании Советов безопасности двух армянских республик. Основной темой повестки совместного заседания Советов безопасности, которое прошло под председательством премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Арцаха Бако Саакяна, была выработка совместной оценки нынешней ситуации в процессе мирного урегулирования проблемы Нагорного Карабаха, а также очерчивание совместных действий.
Приветствуя совместное заседание, Никол Пашинян охарактеризовал его как беспрецедентное событие за весь период существования двух наших республик, отметив, его одновременно символичный и совершенно конкретный смысл. “Это означает, что отношения Республики Армения и Республики Арцах вступают в качественно новый этап. Какие проявления может иметь в перспективе этот этап, пожалуй, является важнейшей темой нашего сегодняшнего обсуждения”, — подчеркнул премьер-министр Армении.
В начале выступления Никол Пашинян напомнил, что это его первый визит в Арцах после парламентских выборов 9 декабря 2018 года, в которых блок “Мой шаг” получил от народа Армении сильный мандат на вовлечение Арцаха, как основной стороны конфликта, в переговорный процесс по урегулированию Арцахской проблемы.
Глава правительства Армении заверил, что будет предпринимать последовательные шаги в этом направлении: этот вопрос был и останется одним из важнейших пунктов обсуждений с президентом Азербайджана и сопредседателями Минской группы ОБСЕ.
В этой связи Никол Пашинян, в частности, сказал: “Считаю нужным подчеркнуть, что вовлеченность Арцаха в переговорный процесс для нас не прихоть, тем более не предусловие, а простая констатация того, что в вопросе Карабахского урегулирования стержневое значение имеет вовлеченность Арцаха.
Эта позиция выражает наше уважение не только в отношении народа Арцаха и его прав, но и всех наших партнеров по переговорному процессу, ибо мы всегда заинтересованы и хотим достичь исключительно мирного урегулирования вопроса, и верим в переговорный процесс, эффективность которого является для нас важнейшим приоритетом. А в плане эффективности переговорного процесса этот вопрос, как я уже отметил, имеет первостепенное значение.
Известные до сих пор рамки переговоров, по существу, охватывают все заинтересованные стороны, за исключением одной. В этих переговорах представлен Азербайджан, в лице президента Алиева. Последний, кстати, представляет также, как сам он любит говорить, азербайджанскую общину Нагорного Карабаха, поскольку представители этой общины, являясь гражданами Азербайджана, участвовали в президентских выборах в Азербайджане, и соответственно, передали президенту Азербайджана полномочие представлять их. Следовательно, присутствие за столом переговоров президента Азербайджана обеспечивает и представленность азербайджанцев, в свое время живших в Карабахе.
В этих переговорах представлена и Республика Армения, в лице премьер-министра страны, который в данном случае выступает в качестве представителя, избранного народом Республики Армения. Соответственно, народ Армении также представлен в переговорном процессе.
В лице сопредседательства Минской группы ОБСЕ в переговорном процессе представлено и мировое сообщество. Все это, конечно, хорошо и чрезвычайно важно, и мы высоко ценим усилия, предпринятые и предпринимаемые странами-сопредседателями МГ ОБСЕ в процессе урегулирования. Но главным вопросом является следующий: а кто представляет в переговорном процессе народ Арцаха, либо, как говорится в некоторых случаях, армянство Карабаха?
Проблема в том, что в переговорном процессе сегодня нет ни одного представителя, наделенного полномочиями, легитимностью представлять народ Арцаха, ибо за столом переговоров отсутствует какой-либо субъект, наделенной мандатом представлять народ Арцаха, или, как предпочитают говорить некоторые наши коллеги, армянство Карабаха.
Я неоднократно говорил, что премьер-министр Армении не может осуществлять подобные полномочия по той простой причине, что народ Арцаха не участвует в выборах в Армении, не голосует, и значит, премьер-министр Армении не входит в круг лиц, наделенных полномочиями представлять народ Арцаха. И это вопрос не прихоти, предусловия, а обычной легитимности. Легитимность же является основополагающим фактором современных отношений – не только внутриполитических, но и межгосударственных, международных отношений.
Кстати, абсурдны все комментарии о том, что Республика Армения или премьер-министр этой позицией скидывают со своих плеч ответственность и возлагают ее на власти или народ Арцаха. Дабы не оставлять места для каких-либо спекуляций, считаю нужным подчеркнуть: Республика Армения была, есть и будет гарантом номер один безопасности Арцаха и продолжит свою вовлеченность в мирном процессе.
Следующий важнейший вопрос, на который необходимо ответить, таков: а принимает ли правительство Армении выдвинутые сопредседателями Минской группы ОБСЕ 3 принципа и 6 элементов в качестве основы переговорного процесса? Это, в самом деле, важнейший вопрос, но в ответ на этот вопрос мы нуждаемся в важных разъяснениях. Что могут означать эти принципы на деле? И кому принадлежит право их трактовать? Это важно, потому что то, как трактует эти принципы Азербайджан, для нас неприемлемо. Мы, конечно, можем выступать с собственной трактовкой этих принципов, но это бессмысленно, потому что наша цель не словесный спор, а эффективный переговорный процесс. И, следовательно, основой переговорного процесса должны стать такие формулировки, которые не допускают разночтений. Но предложенные сопредседателями принципы, элементы, как я уже отметил, за последние 10 лет дали повод самым разным и самым широким трактовкам. И, следовательно, важнейшей целью предстоящего переговорного процесса должно быть разъяснение 3 принципов и 6 элементов, и мы готовы также к такому разговору.
Следующий важный вопрос — подготовка народов к миру. Считаю нужным подчеркнуть, что подготовка народов к миру не может быть задачей какого-либо одного из правительств, вовлечённых в переговоры, и это совместная работа. Имею в виду, например, что подготовка к миру азербайджанской общественности должна происходить при участии не только Азербайджана, но и Армении. Именно осознание этого заставило меня осенью 2018 года выступить с трибуны Национального Собрания Армении с беспрецедентным для наших реалий, по сути, заявлением, сказав, что любое решение Карабахского вопроса должно быть приемлемо для народа Армении, народа Арцаха и народа Азербайджана. Это был мой вклад в дело подготовки к миру не только народа Армении и Арцаха, но и Азербайджана. К сожалению, со стороны президента Азербайджана мы не видим равноценных заявлений, шагов. Несмотря на это, я готов продолжать диалог не только с президентом Азербайджана, но и с народом Азербайджана, потому что уверен: народ Азербайджана столь же миролюбив, сколь народ Армении, сколь народ Арцаха”.
В свою очередь Президент Республики Арцах Бако Саакян, выступая на совместном заседании, подчеркнул важность и приоритетность вопросов повестки. “Есть необходимость иметь общенациональную повестку, и я более чем уверен, что сегодняшнее наше совместное заседание будет способствовать формированию этой национальной повестки”, — сказал Бако Саакаян, подчеркнув, что международное признание независимости Республики Арцах было, есть и завтра останется в качестве приоритетной задачи обоих армянских государств. Приветствуя инициативу проведения совместного заседания Советов безопасности Армении и Арцаха, Бако Саакян выразил уверенность, что это заседание создаст благоприятные условия для выполнения успешной работы по всем приоритетным направлениям.
В результате обсуждений членами Советов национальной безопасности Армении и Арцаха была оценена система безопасности Арцаха и подтверждено, возможности обеспечения безопасности гарантированы и находятся на высоком уровне. В то же время две армянские стороны вновь подчеркнули свою поддержку и приверженность исключительно мирному урегулированию проблемы под эгидой сопредседательства Минской группы ОБСЕ, на основании основополагающих принципов международного права, в частности права народов на самоопределение.
На совместном заседании подчёркнуто, что в рамках Нагорно-Карабахской проблемы обеспечение безопасности и статуса Арцаха для армянских сторон было и остается абсолютным приоритетом. Подчёркнута важность формирования атмосферы мира и внедрения механизмов снижения рисков и предотвращения инцидентов, принятия мер по укреплению взаимного доверия, как это закреплено в рамках саммита Душанбе, а ранее также Венского и Санкт-Петербургского саммитов.