Спортивный психолог Татул Мирзоян готов вернуться из России и способствовать повышению имиджа отечественного спорта. Для этого он поддерживает постоянную связь с соответствующим отраслевым министерством, надеясь, что спортивная психология будет востребована и на родине. Свой взгляд на этот и другие не менее насущные вопросы он представил в беседе с нашим корреспондентом.
— Какова роль спортивной психологии в спорте высоких достижений?
— Она призвана способствовать повышению эффективности выступлений спортсменов. Для достижения этой цели применяются разные методы. Причем у каждого специалиста свои подходы, регулярное и комплексное применение которых не может быть бесполезным. Еще в 1896 году основатель современного олимпийского движения Пьер де Кубертен подчеркнул важность психологической подготовки спортсменов, заявив, что в борьбе равных побеждает психология. Я же в ходе своих изысканий пришел к выводу, что спорт без психологии — физкультура.
— Вы хотите сказать, что здесь нет универсальных разработок, и у каждого специалиста свой метод мотивации спортсменов?
— Совершенно верно. В спортивной психологии нет аксиом. Это даже является преимуществом нашей науки, позволяющей каждому специалисту на основании собственных наблюдений и исследований сформировать свои подходы. При этом психолог, знакомый со спортом не понаслышке, может иметь один взгляд на проблему, а его коллега, никогда лично не занимавшийся спортом, — совершенно другой. Важно знать нюансы национального менталитета атлетов разных стран, иметь обширные знания и практические навыки, из которых, собственно говоря, и складывается подход к работе. Часть специалистов предпочитает применять в работе различное оборудование, проводя с его помощью диагностику спортсменов, снимая показатели мотивации и т. д. Это — один подход. Но лично я сторонник непосредственного общения со спортсменами, поскольку ни один прибор в мире пока не способен понять особенности менталитета разных народов. То, что применимо к армянскому спортсмену, может быть совершенно неприемлемым, скажем, для шведа. К тому же, психологические черты больших и малых народов существенно различаются. Внутренние мотивы малочисленных народов намного сильнее, у них совершенно иные устремления. К примеру, армяне, на протяжении всей истории постоянно сталкиваясь с различными трудностями, стали созидающим, но, в то же время, постоянно борющимся народом. Наша внутренняя конкуренция намного выше, чем у больших народов. А это уже мотивирующий фактор, заставляющий нас совершенствоваться в профессии и стремиться стать лучшим. Благодаря этому армяне легко интегрируются практически в любой стране и, будучи конкурентоспособными, легко находят свою нишу.
— Мы часто слышим формулировку “психология победителя”. Можно ли обрести ее с помощью спортивного психолога?
— Психология победителя — это отсутствие психологии проигрывающего. Но она не должна трансформироваться в чрезмерную, точнее, необоснованную самоуверенность, которая в спорте чревата печальными последствиями. Когда атлет или команда недооценивают соперника, значит, они не смогли правильно проанализировать ситуацию и выявить все преимущества и недостатки противника. А без этого трудно рассчитывать на успех. Конечно, спортивный психолог играет важную роль в формировании у спортсменов духа победителя. Вместе с тем, задача психолога — помочь спортсмену в обретении сознательного подхода к делу. По оценке экспертов, спортивная психология способна обеспечить рост результатов в пределах 20-30 процентов. Спортсмены, в силу закомплексованности постоянно довольствующиеся серебряными и бронзовыми медалями, получают реальный шанс стать чемпионами.
— И все же, многие тренеры не приветствуют вмешательство психологов в учебно-тренировочный процесс, считая, что лучше них никто не может подготовить и настроить спортсменов. Насколько рационален такой подход?
— Есть такое. Подобный стереотип больше присущ тренерам из стран бывшего СССР, а вот на западе привлечение психологов к подготовке спортсменов давно стало обычным явлением. Да, специалисты с высшим профессиональным образованием в процессе обучения некоторое время изучали и психологию, но за 1-2 семестра невозможно приобрести глубокие познания в этой области. Поэтому при встрече с тренерами, заявляющими, что они лучший психолог для своего подопечного, полушутя отвечаю, что в таком случае я могу быть тренером, поскольку всю жизнь, пусть и на любительском уровне, занимался спортом. Конечно, это несерьезный подход, поэтому нужно так урегулировать вопрос, чтобы тренеры и спортсмены одинаково воспринимали и ценили работу психолога. Ведь тренер и психолог выполняют разные функции: первый готовит спортсмена физически, а второй — психологически. Я просто не представляю, как тренер будет проводить анкетирование или психологическое тестирование атлета с последующим анализом результатов исследований. Или как он будет проводить тренинги, консультации, применять элементы скрытого гипноза и т. д. Возможно, и есть тренеры, владеющие всем этим, но в целом, думаю, их не так много. В профессиональном спорте требуется не поверхностная, а комплексная и периодическая работа.
— Можете раскрыть некоторые детали вашего авторского проекта?
— Идея его разработки возникла еще в период обучения на факультете психологии Оренбургского госуниверситета. Именно тогда возникло желание разработать проект, который может быть полезным особенно армянским спортсменам. Он так и называется: “Психологическая подготовка и сопровождение спортсменов РА”. Работу над ним завершил еще в 2011 году, но после этого периодически вносил дополнения. К тому же, в прошлом году в московском Институте развития человека прошел курсы гипнотерапии, овладев навыками применения метода гипноза в спорте с целью повышения эффективности выступлений спортсменов. Я подготовил работу и на эту тему, так что при возможности готов с большим желанием служить отечественному спорту. Ее суть отражена в заголовке: “Психологическая подготовка олимпийского резерва и спортсменов национальных сборных команд”. Впрочем, методика применима и в работе с воспитанниками спортшкол и прочих спортивных заведений.
— А пробовали на практике применить свои разработки?
— В России я постоянно сотрудничаю с несколькими футболистами, спортсменкой, выступающей в смешанных единоборствах, с боксером и дзюдоистом. Также консультирую посетителей разных фитнес-клубов, которые тоже имеют проблемы с мотивацией. Понимаете, профессиональные спортсмены постоянно находятся в состоянии стресса, а это уже предмет изучения психологии, требующий специализированного подхода. Мы выявляем суть проблемы, устраняем ее и прививаем качества, необходимые для достижения успеха. Постоянная работа в этом направлении не может не обеспечить результат. Уверен, в Армении есть необходимые специалисты, просто надо объединить и организовать их усилия.