Несмотря на значительные трудности разного характера, женская спортивная гимнастика в Армении пытается не только удержаться на плаву, но и достичь возможного прогресса. По утверждению наставника сборной страны Елизаветы Чадрчян, вопреки обстоятельствам это все же удается. Однако стабилизации ситуации можно достичь лишь при основательном решении проблем, часть которых, причем поверхностно, мы попытались представить в нашем интервью.
— Каковы ваши впечатления от очередного чемпионата страны?
— Так уж сложилось, что первенство Армении стало для нас главной пробой сил в сезоне, так как нашим спортсменкам редко выпадает возможность участия в соревнованиях. Поэтому чемпионат республики является своеобразным экзаменом по итогам проделанной за год работы. Обычно я воздерживаюсь от оценки перспектив наших гимнасток, но теперь вырисовывается обнадеживающая картина.
Обрадовала наша ведущая гимнастка Анна Григорян, отлично проявившая себя как в личном многоборье, так и в отдельных упражнениях. Она вполне закономерно стала абсолютной чемпионкой. Есть у нас и ряд многообещающих девочек, которые при соответствующей работе могут достичь желаемых результатов. Но для этого им, прежде всего, нужна соревновательная практика. Конечно, удручает небольшое число участниц чемпионата страны (их было всего 19), но это обусловлено не особой популярностью женской спортивной гимнастики в стране. Достаточно отметить, что в Ереване она культивируется только в спортшколе имени Гранта Шагиняна. При том, что в столице проживает почти треть населения страны. Еще одна спортшкола действует в Гюмри, где основная нагрузка ложится на плечи всего нескольких тренеров. У нас есть специалист и в Ванадзоре, но там давно уже нет условий для занятий гимнастикой. Одно время она периодически приезжала к нам, но трудно, да и нелогично каждый день преодолевать сотни километров ради проведения тренировок.
— Не свидетельствует ли уверенная победа Григорян об отсутствии конкуренции в чемпионате?
— Позвольте не согласиться с такой формулировкой. На самом деле конкуренция была, другое дело, что она развернулась не за чемпионство, а за остальные призовые места. Просто Григорян, будучи самой старшей участницей (ей уже 17), сумела показать довольно зрелый результат. Но это отнюдь не означает, что остальные гимнастки откровенно слабы. Они достаточно хороши. Анна же, скажем так, более сознательно подошла к делу — сумела справиться со всеми трудностями и победить за счет опыта. Она чаще остальных участвовала в международных соревнованиях, поэтому столь четко выполнила все упражнения, что избежала промахов и со значительным преимуществом обошла остальных.
— Задумываетесь ли над усложнением ее упражнений?
— Она уже выступила с усложненной программой. К примеру, базовая сложность ее опорных прыжков с 13,5 баллов доведена до 14,2. То же самое касается вольных упражнений и упражнения на бревне. А вот на брусьях наши возможности для маневров значительно ограничены. Вольные упражнения она уже выполняет с двумя сальто, что позволяет рассчитывать на высокие места в международных турнирах среднего класса. Если нам удастся усложнить и упражнения на брусьях, то вполне можно замахнуться и на медали. Впрочем, на декабрьском турнире на призы Михаила Воронина в Москве Анна заняла 4 место в опорных прыжках. А это достаточно авторитетное соревнование.
— Значит, для повышения результатов ей уже требуются хорошие тренировочные условия?
— Они требуются всем нашим гимнасткам. Буду откровенна — условия у нас не очень. Инвентарем еще худо-бедно обеспечены, но в остальном условия далеки от международных стандартов. К примеру, у нас нет страховочных ям, набитых поролоном. Они призваны обезопасить спортсменок от травм. В нашем зале вообще нет страховочных средств, позволяющих тренировать сложные упражнения, а рисковать здоровьем девочек мы не можем. Прямо, как в песне Высоцкого — надеемся только на крепость рук. В нашем случае это касается рук тренеров, которые, уповая на силу и ловкость, пытаются застраховать подопечниц при выполнении сложных упражнений. К тому же, тренируясь раз в день, невозможно замахнуться на серьезные цели в большом спорте. В советское время мы круглый год проводили по две тренировки день, практически постоянно находились на сборах. А сейчас нет денег — нет сборов.
— Армянские гимнастки не участвуют в чемпионатах мира и Европы, поскольку наша страна не имеет судей международной категории по женской спортивной гимнастике. Как вы намерены решить эту проблему?
— У нас уже есть кандидат — Астхик Бабаян. Мы решительно настроены помочь ей в продвижении на международной арене. Скорее всего, вопрос решится только после олимпийских игр 2020 года, когда будут проведены очередные квалификационные экзамены. В свое время я и еще двое наших тренеров имели лицензию судьи международной категории, но для ее подтверждения необходимо раз в четыре года сдавать экзамены. Это несложно — сложно добраться до страны, где эти самые экзамены проводятся.
— По моей информации, в подготовке девочек вам помогает один из известных в прошлом наших гимнастов — чемпион СССР Эдуард Геворгян. Как складывается ваше сотрудничество?
— Вы правильно заметили, что в свое время Геворгян был одним из лучших наших гимнастов. Он значительно помог Анне в шлифовке опорных прыжков. Но Эдик тренирует не только с девочек, но и мальчишек. В любом случае, мы будем очень рады, если он сможет почаще подключаться к работе с гимнастками.
— Вы уже наметили план международных соревнований этого года?
— Да, тем более, что их у нас не так много. Обычно наших денег едва хватает на командировку одной спортсменки на международные турниры. Я выделила несколько соревнований, участие в которых обусловлено финансовыми возможностями федерации гимнастики Армении. Если получится, то летом поедем на турнир в Батуми, а зимой — на Кубок Воронина. Еще один турнир намечен в конце апреля — в Дубае.