УЕФА после вялого сопротивления все-таки капитулировала перед пандемией нового коронавируса и впервые в истории отсрочила проведение чемпионата Европы по футболу. Таким образом, одно из двух наиболее рейтинговых соревнований нынешнего сезона оказалось сорвано. Любителям спорта остается только надеятся, что та же судьба не постигнет Олимпийские игры. В противном случае спортивный год окажется окончательно испорченным. Учитывая мировой охват и исторический характер происходящих в эти дни событий, мы решили копнуть поглубже, чтобы понять их мотивы и обоснованность.
Итак, 17 марта нынешнего года Союз европейских футбольных ассоциаций, он же УЕФА, принял решение, которое наверняка войдет в анналы мирового спорта. На селекторном совещании с участием представителей всех 55 национальных федераций, входящих в УЕФА, было решено перенести “Евро-2020” на лето следующего года. Таким образом, чемпионат состоится 11 июня — 11 июля 2021 года, если, конечно, не возникнет новых препятствий.
А ведь нынешний турнир был приурочен к 60-летию основания континентального первенства и впервые должен был пройти одновременно в 12 странах. И это стало одной из причин переноса чемпионата, но отнюдь не основной. Конечно, стремление не допустить повального заражения миллионов людей, готовящихся следить за матчами чемпионата на стадионах, в фан-зонах, кафе и прочих местах совместного просмотра, было одним из пунктов в перечне мер по профилактике. Но были и не менее основательные причины для принятия столь кардинального и беспрецедентного решения.
По сути, УЕФА оказалась перед выбором: либо настоять на проведении чемпионата Европы (хотя сегодня никто не возьмется предсказать эпидемиологическую ситуацию по коронавирусу к июню) и ввиду дефицита времени оставить незавершенными национальные чемпионаты, Лигу чемпионов и Лигу Европы (исходя из того, что эти соревнования уже приостановлены на неопределенный срок), либо перенести сам “Евро”. Был избран второй и, кажется, самый оптимальный вариант. В том числе — в финансовом плане.
Обратимся к данным, представленным итальянским изданием La Gazzetta dello Sport. Из них следует, что общая стоимость чемпионата Европы по футболу составляет порядка 2,2 миллиардов евро. Почти в 700 миллионов оцениваются расходы на проведение турнира, 371 миллион — премии странам-участницам, 775 — планируется выделить на проект “Хет-трик” для всех 55 федераций европейских стран и 200 миллионов должны быть выплачены тем клубам, игроки которых в составах разных национальных сборных будут выступать на чемпионате Европы. При этом УЕФА подсчитала, что убытки от переноса первенства составят примерно 300 миллионов евро.
Совершенно иной финансовый уровень в еврокубках. Здесь денежный оборот за сезон достигает примерно 3,3 миллиарда евро. К примеру, 100 миллионов выплачивается клубам, не продвигающимся дальше квалификационных этапов, 130 миллионов — национальным лигам, 1,4 миллиарда гарантированы клубам, участвующим в основной стадии турниров. Выходит, что при переносе “Евро” УЕФА, клубы и остальные члены европейского футбольного сообщества теряют куда меньше, чем при отмене клубных соревнований. Ведь, помимо всего, при сокращении форматов национальных первенств и еврокубков придется выплатить компенсацию владельцам телеправ и спонсорам. А это уже баснословные суммы.
Так, консалтинговая компания KPMG произвела подсчет финансовых потерь клубов пяти сильнейших лиг Европы в случае, если из-за пандемии коронавируса нынешние чемпионаты этих стран останутся незавершенными. По сообщению Yahoo! News, при таком развитии событий первенства Англии, Испании, Италии, Германии и Франции лишатся в общей сложности от 3,45 до 4 миллиардов евро. При этом, наибольшие потери понесет английская Премьер-лига — до 1,35 млрд, 800 миллионов из которых составят упущенные доходы от телетрансляций. испанская Ла Лига потеряет 600, итальянская Серия А — 450, немецкая Бундеслига — 400, а французская Лига 1 — 200 миллионов евро. Если же текущий сезон удастся доиграть до 30 июня, то убытки будут менее значимыми. Именно этот крайний срок определила УЕФА для завершения национальных чемпионатов всех европейских стран.
Такое ограничение необходимо для определения дат начала очередного розыгрыша еврокубков. Но состоятся ли они, когда перенесен сам чемпионат Европы? Пока все окутано неопределенностью. Совершенно непонятно — что произойдет, если УЕФА и национальным федерациям не удастся разрулить ситуацию к осени. На вторую половину года намечены матчи Лигу наций, Лиги чемпионов и Лиги Европы, клубного чемпионата мира и, конечно, очередной старт национальных первенств. Организаторам придется очень постараться, чтобы свести все это воедино.
Между тем, Международный олимпийский комитет продолжает упорно цепляться за идею проведения очередной летней олимпиады в установленные сроки — с 24 июля по 9 августа нынешнего года. Но с каждым днем становится все более ясно, что альтернативы отмене Олимпиады нет. В настоящий момент определены только 57 процентов участников главного спортивного форума четырехлетия, при том, что все оставшиеся рейтинговые соревнования перенесены на более поздние сроки. В разных странах все чаще звучат призывы к МОК смириться с ситуацией — перенести проведение Олимпиады с тем, чтобы она соответствовала своему назначению, даря людям радость и наслаждение. В условиях, когда спортсменам придется форсировать подготовку и полуподготовленными выйти на олимпийские состязания, а посткороновирусным болельщикам будет не до спорта — проведение Олимпийских игр может просто обесценить их. Тем более, что прецеденты с отменой Игр были: олимпиады 1916, 1940 и 1944 годов не состоялись из-за Первой и Второй мировых войн, соответственно.