Писатели России поддержали Армению
Искренние слова поддержки в адрес Армении и Арцаха в эти дни идут со всех концов мира. Свою лепту внесли и известные писатели России, связанные личными и дружественными нерушимыми узами с армянским народом.
Марина Кудимова, писатель, поэт, переводчик:
Стонет истерзанная земля Арцаха. Спор, который тянется больше столетия, снова вошел в горячую фазу. Но это война не только за территорию. Это война за историю. И война против древнейшей христианской цивилизации, а значит, против Христа! Христос, а не политики, соединил нас навеки!
Люди культуры безоружны. Но разве слова сочувствия и поддержки потеряли силу? Русский поэт Гумилев твердо знал, что были времена, когда “солнце останавливали словом”. Анна Ахматова, никогда не бывавшая на армянской земле, переводила Исаакяна, Теряна, Чаренца и многих других поэтов, воспевших и оплакавших эту землю.
Мы были вместе с вами в страшные дни спитакского землетрясения. Мы еще жили в одной стране. И помним, что штаб помощи пострадавшим размещался тогда в доме Союза писателей. И если наша духовная страна — литература — жива, все русские писатели сегодня с вами, наши армянские братья и сестры! Да хранит вас Бог!
Ольга Погодина-Кузьмина, писатель, сценарист:
Распад СССР стал огромной трагедией для всех народов нашего общего социокультурного пространства. Нации, объединенные общей историей и культурой, общими победами, общим прошлым, в котором было место и национальной гордости, и взаимному уважению — разделились как в библейской легенде о Вавилонской башне. Мы перестали слышать и понимать друг друга. Распались дружеские и семейные связи, с новой силой вспыхнули застарелые конфликты. Трагедия будет усугубляться до тех пор, пока на смену центробежному движению не придет центростремительное, пока эпоха распада не сменится эпохой нового единства и взаимопонимания.
Ирина Горюнова, писатель, литературный агент:
Армения притянула меня к себе властной рукой много лет назад и с тех пор не отпускает. Она проникла в меня: я прочла много литературы, посмотрела много фильмов, изучила историю, написала о ней книгу… Я говорю с Арменией на одном языке, на языке любви. Сегодня она вновь воюет. Воюет за свой Арцах, за свой народ, за свои ценности. Но это война не только ее. Эта война всего мира, потому как война не знает ни национальности, ни религии. Россия заинтересована в скорейшем прекращении конфликта, но в своих возможностях на этой территории ограничена. Она может оказывать влияние сейчас лишь в “качестве миротворца”. И даже в этом случае, я верю, что все закончится миром. Лишь бы меньше жертв. Взываю к сильным мира сего: остановитесь!
Мария Ануфриева, писатель, журналист:
В августе мы провели в Санкт-Петербурге Открытую литературную школу “Проза над линией фронта”. Конечно, речь шла и о Нагорном Карабахе — в прошедшем времени… Никто и представить не мог, что меньше, чем через месяц кошмар повторится.
Я никогда не была в Армении, но у меня есть друзья-армяне в Петербурге. Как и они, я слежу за новостями и горжусь вашими врачами, которым удалось спасти беременную женщину и ее малыша, родившегося здоровым — это настоящий подвиг, и, увы, медикам придется совершить его не раз, учитывая сводки по количеству раненых. Я тоже — мать мальчика, и само слово “война” кажется мне кощунственным, ведь мы рожаем сыновей не для смерти, а для жизни. Но понимаю, что сейчас для воюющих в Арцахе важнее жизни — родная земля, Родина и те же матери, дочери, сестры, жены, маленькие сыновья, которые стоят за их спинами. Мне кажется, эта несгибаемая воля — в крови армянского народа, она и даст вам силы отстоять свою правду.
Константин Антипов, заместитель директора Российской книжной палаты:
Кто способен остановить эту войну? Почему остаются безучастными те, кто может возвысить голос в защиту мира на земле Арцаха? Много вопросов без ответа. Молчит весь христианский мир. Россия замерла в ожидании. Тем временем озверевшие политики жаждут крови, а один из них открыто грозит Армении и России. Господи, дай нам сил изменить то, что еще в наших силах!
Платон Беседин, писатель, литературный критик и публицист:
Явидел разные войны — и все они были страшны и отвратительны. И большая часть из них велась за территории. Но то, что происходит в Нагорном Карабахе — это война за выживание. Война за глубоко личное. Сейчас лезут в голову мысли, фразы — вроде “сил армянскому народу”, “только мир”. Но это не спасает и не приближает избавления. Потому что прямо сейчас там гибнут, страдают люди. Наши люди. Страдают лишь за то, что посмели быть самими собой. Это даже не борьба за собственную идентичность, хотя и она тоже — это борьба за право быть в принципе. Армяне, мы с вами. Во что бы то ни стало необходимо остановить эту войну. Иначе мир — во всех смыслах — ничего не стоит.
Наринэ Абгарян, писатель:
Я обращаюсь к своему племяннику Эрику, который сейчас находится на передовой. Эрик джан, бала джан, возвращайся невредимым и победителем домой. И пусть возвратятся домой невредимыми и победителями все наши солдаты. Мы верим в вас. Мы молимся за вас. Мы ждем вас.
Елена Крюкова, поэт, прозаик:
Священный Арарат дотягивается до неба в древней мольбе.
От Библейских времен до нашего ужаса — безмолвные вопли скал.
Пропасти земли кричат беззвучно: остановитесь, люди!
Армения. Земля гордая и нежная. Люди нежные и гордые.
Народ, исповедующий Христа, что пришел на землю и тихо сказал всем, всем:
“заповедь новую даю вам: да любите друг друга”.
Разве эту истину так трудно услышать?!
Армяне умирают, защищая святую землю свою.
Зачем так?! За что?!
Ты снова страдаешь, великий народ! Ты снова сражаешься!
Народ, переживший геноцид, переживает трагедию новой смерти. Ибо война — это смерть.
Это слезы матерей и жен. Это буйство огня. Это царство гибели.
Плачут матери и воздымают кулаки к небесам.
Бог, где Ты?! Почему мы Тебя не слышим?!
Давайте кричать все — войне прямо в лицо: остановись, война! Остановись. Прервись. Умри. Нам тебя не надо.
Армения, гордая, сильная и нежная! Красавица, пережившая невероятное! Держись!
Земля Библии. Земля великих мастеров. Земля гениальных художников. Земля добрых людей.
Люди! Не убивайте друг друга! Вспомните о любви!
Молюсь — за это!