Барзани идёт против всех
Генеральному секретарю Лиги арабских государств (ЛАГ) Ахмеду Абдуль Гейту не удалось отговорить лидера Иракского Курдистана Масуда Барзани от проведения 25 сентября референдума о независимости автономного региона на севере Ирака. Барзани отверг и предложение перенести срок проведения референдума на более позднее время и совет направить делегацию правительства Иракского Курдистана на переговоры в Багдад, где Абдуль Гейт побывал до Эрбиля. Барзани заявил, что делегация Эрбиля посетит Багдад, но не до, а после проведения референдума, который, отметил он, состоится в запланированные сроки, передаёт телеканал Al Arabiya.
Свою позицию Барзани мотивировал тем, что все предпринимаемые ранее усилия установить реальное партнёрство с Багдадом заканчивались провалом, даже несмотря на принимаемые Эрбилем решения отложить проведение референдума на более поздние сроки. В Эрбиле это расценивают как отказ принимать иракских курдов “в качестве граждан и реальных партнёров”. В интервью BBC Барзани предупредил, что в случае непризнания Багдадом итогов референдума, курды на севере Ирака сами “очертят свои границы”. Он также заявил, что курды будут бороться “с любой группой”, которая попытается “изменить силой реалии в Киркуке.
Признавая, что некоторые внешние силы также советовали иракским курдам перенести референдум на более поздние сроки, Барзани не намерен отступать. 5 сентября в Ираксом Курдистане стартовала агитационная кампания по предстоящему референдуму о независимости , которая, по сообщениям СМИ со ссылкой на Высшую независимую комиссию по референдуму и выборам в Иракском Курдистане, продлится до 22 сентября.
Не исключено, что попытки отговорить Барзани от проведения референдума еще будут предприниматься в ближайшие дни. Решение Эрбиля беспокоит не только Ирак, но и Турцию, Иран и даже главного внешнего партнёра иракских курдов — США, опасающихся роста напряжённости в регионе Ближнего Востока, где всё ещё продолжается борьба с боевиками террористической организации “Исламское государство”. Вашингтон предлагал иракским курдам отложить проведение референдума до марта 2018г. Но Эрбиль заявил, что “план не может быть отменён, если курдам не будет предоставлена международная гарантия на проведение голосования за независимость в конкретное время в будущем”, а для этого требуется, чтобы “Багдад, Тегеран, Анкара и Вашингтон стали участниками этой сделки, которая также должна включать положение о том, что подписавшие соглашение стороны признают результаты референдума”.
Судя по тому, как развиваются события, указанные Эрбилем стороны отвергли это требование. Все понимают, что появление независимого Иракского Курдистана может породить эффект домино и обрушить всю существующую ближневосточную геополитическую структуру. Ведь вслед за иракскими курдами, если не независимости, то реальной автономии могут потребовать курды Сирии, Турции и Ирана.
“Курдистан находится на стыке трех государств — Турции, Ирака, Сирии, и его самостоятельность грозит дестабилизацией и без того взрывоопасного региона от Ближнего Востока до Афганистана. А в первую очередь это приведёт к фрагментации Ирака и Сирии. Негативное воздействие скажется и на стабильности Турции и Ирана”, — заявил турецкий политолог, бывший депутат турецкого парламента Ирфан Гюндуз. Он в то же время уверен, что “какое бы решение ни было принято на предстоящем референдуме по независимости Иракского Курдистана, курдскому государству, как субъекту международного права и члену мирового сообщества, не быть”. По его словам, Турция уже предприняла все политические и правовые меры, чтобы заблокировать создание курдского государства.
Директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении, тюрколог Рубен Сафрастян считает, что даже если Иракский Курдистан станет независимым, он будет зависеть от Турции. По его словам, в предполагающихся сейчас границах у иракских курдов не будет выхода к морю. Если сейчас они используют для этого возможности Ирака, то потом им, возможно, понадобится Турция. Кроме того, перспектива независимости Курдистана не вызывает однозначной поддержки США. “Поэтому референдум — очередной шаг на пути к независимости Курдистана, но отнюдь не окончательный”, — цитирует Сафрастяна News.am.
Завкафедрой мировой политики и международных отношений Российско-армянского (Славянского) университета, Чрезвычайный и Полномочный посол Арман Навасардян, между тем, обращает внимание на то, что курдская проблема непосредственно затрагивает и “Армянский вопрос”. На встрече с журналистами он напомнил, что в Севрском договоре говорилось о создании курдской и армянской автономий. “Есть сторонники и противники создания курдского государства. Несмотря на то, что процесс, на мой взгляд, больше нельзя остановить и нельзя в принципе останавливаться, курдский вопрос будет решён в любом случае. Это, скорее всего, произойдёт в конечном итоге по пути создания в Турции конфедерации”, — сказал Навасардян, добавив, что в случае такого развития событий станет ясно, какие выгоды может извлечь Армения, что может потерять, если курдское государство всё же будет создано на территории Турции.
Эксперт считает, что армянской стороне по этому вопросу уже следует проводить достаточно серьёзную дипломатическую работу.
Барселона vs Мадрид
Под угрозой срыва намеченный на 1 октября референдум о независимости Каталонии.
Конституционный суд Испании, куда ранее обратилось испанское правительство с целью оспорить закон о референдуме о независимости Каталонии, принятый в Барселоне, приостановил действие закона о референдуме на основании принятого в 2015г. судом решения о недопустимости каких-либо действий, подрывающих единство государства.
Мадрид напрямую обратился к мэриям каталонских городов с призывом не допустить голосования. На этот призыв откликнулись мэрии шести крупных городов Каталонии, даже столица Каталонии — Барселона, в которых проживает более трети населения автономной области. А более 600 муниципалитетов Каталонии выразили готовность содействовать проведению референдума о независимости региона.
Генеральная прокуратура Испании сообщила, что подает иски в отношении “сепаратистски настроенных депутатов парламента и членов правительства автономии”.
Генпрокурор Хосе Мануэль Маса заявил, что Национальная полиция, Гражданская гвардия, а также каталонские Mossos d’Esquadra предпримут все необходимые действия для обеспечения стабильности и выполнения закона в Каталонии.
По словам председателя испанского правительства Мариано Рахоя, в распоряжении Мадрида имеется целый ряд законных инструментов, чтобы не допустить отделения Каталонии. В частности, Мадрид может отменить местное самоуправление и ввести в Каталонии прямое правление из центра. Тогда автономия лишится полномочий, в первую очередь, в области финансов и правопорядка. Кроме того, правительство может применить 116 статью Конституции, предусматривающую введение чрезвычайного положения и использование силы для восстановления конституционного порядка. Правда, против таких шагов выступает левая оппозиция в парламенте Испании.
Представитель коалиции “Каталонская солидарность за независимость” Хосе Энрике Фольк считает, что силовые меры со стороны Мадрида стали бы серьезнейшей ошибкой и необратимым шагом. “Не думаю, что они на это пойдут. В то же время нельзя исключать никаких сценариев. Если это произойдёт, посмотрим, что мы будем делать”, — сказал он.
Между тем, опрос, проведённый по заказу издания La Vanguardia, показал, что только 37,3% жителей Каталонии готовы пойти на обострение отношений с Мадридом во имя независимости. Но если бы Барселоне удалось мирно договориться с испанскими властями, за выход в “свободное плавание” высказались бы уже 76,6% каталонцев.
Большинство жителей Испании — более 60% — также против проведения референдума, следует из опроса, проведённого компанией Sigma Dos. Поддержали инициативу 29,1%, еще 10,6% затруднились ответить. Почти половина респондентов (48,2%) высказалась за применение испанским правительством статьи 155 конституции, которая допускает приостановку автономного статуса Каталонии, 33% выступили против.
Первый референдум о выходе из состава испанского королевства был запланирован на осень 2014г. Но Конституционный суд Испании заблокировал его, признав эту инициативу нарушающей основной закон королевства. В результате Барселона провела только консультативный опрос населения, не обладающий юридической силой.
Опасения Мадрида не беспочвенны. Каталония не единственная испанская провинция, мечтающая о независимости. Помимо Каталонии, в состав Испании, которая после франкистской диктатуры в качестве компромисса избрала вариант автономии сообщества, входят также Страна Басков, Наварра, Галисия, Андалусия и другие автономные территории. Всего их 17, но Страна Басков, Наварра, Галисия и Андалусия имеют расширенные автономии. Так что, референдум о независимости Каталонии, а тем паче получение ею этой независимости может положить начало процессу дезинтеграции и поставить под угрозу само существование Испании.
Тем не менее 11 сентября — Национальный день Каталонии — миллион человек, прибывших в Барселону из разных частей региона, провели акцию под лозунгом “Референдум — это демократия”. “Никто у нас не украдет право проголосовать. Поэтому 1 октября мы будем проводить референдум о самоопределении”, — заявил, выступая на митинге, председатель общественной организации Omnium Cultural Жорди Куишар.
По мнению экспертов, опросами и митингами каталонцы, памятуя о примере Шотландии, “продавившей” сопротивлявшийся референдуму Лондон, рассчитывают постепенно “пробить” позицию Мадрида через демонстрацию общественного мнения.