“Я ощутил большую гордость, когда узнал о Казанчяне. В Британии о нем ходят легенды, я мечтал, что когда-нибудь смогу продолжить на должном уровне работу своего соотечественника. Его труды — это библия современной пластической хирургии”.
Эти слова принадлежат члену Палаты лордов Великобритании и министру здравоохранения страны (2007-2009гг.), известному хирургу Ара Дарзи (Терзян), которые он адресовал своему коллеге, известному челюстно-лицевому хирургу Вараздату Казанчяну, совершившему переворот в сфере пластической хирургии. Казанчян оперировал самого Зигмунда Фрейда, у которого рак затронул челюсть. Как только именитый пациент смог разговаривать после операции, он сказал в адрес врача одно слово: “Волшебник”…
Вараздат Казанчян родился 18 марта 1879 года в городе Ерзнка (Турция). Армянские погромы во время правления султана Абдул Гамида вынудили семью Казанчянов покинуть родной город и переселиться в Себастию. Здесь двенадцатилетний мальчик начал учиться в церковно-приходской школе, потом работал учетчиком товара в лавке, писарем на центральной почте Самсуна. Занимался торговлей книгами, однако это занятие успеха ему не принесло. Он также интересовался освободительной борьбой армян и вместе со старшим братом входил в революционно-патриотический кружок. Турецкая полиция вышла на этот кружок, но, поскольку компромата на него на нашлось, разгрома и арестов не последовало.
Но оставаться в Турции уже было опасно, и 16-летний Вараздат уплывает в Америку. Он поселился в одном из городков штата Массачусетс, подрабатывал на кабельном заводе и учил английский язык. Знание языка позволило ему поступить в училище “Дантистри” при Гарварде, диплом которого давал право работать помощником стоматолога. А затем Вараздат поступил в Гарвардскую зубоврачебную школу, где снискал себе славу гениального челюстно-лицевого хирурга. Еще большую известность он приобрел во время Первой мировой войны, когда его в 1915 году направили во Францию в составе гарвардской группы ортопедов. Он начал работать в госпитале “Янки”, при котором вскоре сформировал специализированную клинику, где лечил и оперировал раненых. Вначале никто не понимал, зачем нужно было открывать отдельную клинику, однако когда спустя некоторое время его пациенты представали перед родными и близкими с восстановленными лицами, вопрос отпал сам по себе. Мир помнит известный роман Эриха Марии Ремарка “На Западном фронте без перемен”, название которого стало крылатой фразой. Не менее крылатым и известным в те времена было и прозвище Казанчяна — “Чудо Западного фронта”, которое он получил, прооперировав порядка 3000 солдат с боевыми травмами лица. За свой труд во имя спасения жизней солдат врач удостоился наград государств Антанты — Франции и Англии. В частности, король Великобритании Георг V наградил Казанчяна орденами Св.Михаила и Св.Георгия.
Не могла оставить равнодушным Казанчяна и трагедия его народа — Геноцид 1915 года: врач создал фонд для Армении и армян, а также лелеял надежду на формирование армянского легиона в составе войск союзников, который должен был освободить его родину. Когда же надежды на создание и участие в войне армянского легиона не осуществились (Англия и Франция не выполнили своих обязательств), возмущению врача не было предела: он отказался от наград, сделал последние операции и уехал обратно в Америку. США встретили Казанчяна с распростертыми объятьями: американское правительство и Гарвардский университет сделали все, чтобы Казанчян мог завершить свое образование и применить свои знания и опыт на практике. Он стал первым профессором пластической хирургии в Медицинской школе Гарвардского университета, получил множество наград (например, от Американского общества восстановительной и пластической хирургии) и был первым, кто издал книгу по пластической хирургии в США. Ему принадлежит свыше 150 статей по пластической хирургии.
Во время операций внешних дефектов и при реконструкции лица после травм Казанчян использовал инновационные медицинские технологии, что стало прорывом и сделало его новатором в этой области.
С 1925 года он вел в Гарварде свой курс, параллельно работая по приглашению лечащим врачом в клиниках различных штатов. В течение пятидесяти лет он собирал коллекцию — слепленные из гипса копии костей, оставшихся после операций: пять тысяч экспонатов периодически демонстрируются в “Зале Казанчяна” Гарвардского университета.
Вараздат Казанчян умер 19 октября 1974 года в Белмонте (Массачусетс).